Последний визит «царя иудейского» в Вифанию
и отправление его на «страсти»

21 июля 1967 г.

 

За свою короткую тридцатидвухлетнюю жизнь «он» не раз бывал в этой маленькой и бедной деревушке вблизи Иерусалима. Здесь жила небольшая семья из брата и двух сестёр, с которой он дружил, и члены которой относились к «нему» с уважением и любовью. Две сестры, обладательницы противоположных характеров, являли собой два типа женщин, которые прошли через всё человечество за всё время его существования: старшая, Марфа, была хлопотуньей, хозяйкой, как говорят, вся земная, а младшая, Мария, была экзальтированной мечтательницей, из тех, о ком говорят: «Она не от мира сего». Ему нравились в этой семье дружественные отношения, спокойная жизнь и трудолюбие всех членов её.

«Он» шёл в Вифанию, вспоминал об этой семье и думал о том, что это будет его последнее посещение этой деревушки, т. к. дальше он намеревался пройти в Иерусалим, где, «он» это знал, «его» ожидает неминуемая гибель, смерть от руки его заклятых врагов – книжников и фарисеев.

Когда «он» подходил уже к деревушке, навстречу ему бежали сёстры – Марфа и Мария и приблизившись, в слезах бросились «ему» в ноги со словами: «Учитель, брат наш, Лазарь, умер», - а он спокойно сказал им: «Встаньте. Брат ваш, Лазарь, не умер, а спит». Сёстры же стали уверять «его» в том, что брат их умер и уже прошло четыре дня, как он похоронен. На это «он» уже твердил и властным голосом повторил им, что Лазарь не умер, а спит.

«Он» знал многочисленные случаи летаргического сна, который люди принимали за смерть, а также хорошо знал и то, что он обладает силой внушения, гипнотизма, такой, которая способна творить «чудеса». Так, было однажды, что он «воскресил» девушку, якобы умершую, а на самом деле – пробудил её от летаргического сна. Не раз он проявлял силу своего внушения – исцелял людей и пр. Так, он однажды зашёл в купель «Вифезду», в которую обычно приходили роженицы на омовение после родов, но в которую, по мнению людей, раз в году опускался с неба ангел и «возмущал» воду – делал её целебной, и если кто первым после «возмущения» воды погружался в неё, то исцелялся от любой болезни. Понятно, что здесь всегда была очередь и битва за погружение в воду. Так вот он встретил здесь однажды одного расслабленного, который годами добивался очереди, но не было человека, который бы помог ему погрузиться в воду. Он сказал этому несчастному: «Встань и ходи!». Тот встал и пошёл. Опыт жизни «ему» подсказал, что «он» может «воскресить» Лазаря, поэтому «он» так уверенно и сказал о нём, что Лазарь спит, а не умер.

Когда пришли к могиле Лазаря, «он» сказал: «Лазарь, гряди вон!» «Мертвец» встал и вышел из могилы. Все это приняли за «воскрешение» Лазаря, и миф этот был взят на вооружение верующими в «его» божественное происхождение.

Вечером был устроен в семье Лазаря приём- «вечеря» в честь «него», и Мария, по существовавшему восточному обряду омыла «ему» ноги, пыльные и щербатые, ароматной водой из «алавастра», сосуда, а эту драгоценную воду из «нарда пистика» она заготовила для него уже давно на этот случай прощальной встречи с «ним» перед «его» «страстями». После омовения она обтерла «ему» ноги своими пышными волосами и в состоянии экзальтации поцеловала их, как целуют покойников.

«Он», по своему обычаю, излагал своё учение, а в последнее время «он» чаще всего в связи с этим вспоминал то, как «он» готовился к проповедыванию своего учения. Он говорил, что прежде чем выйти к народу с изложением своего учения, «он» удалился в пустыню и здесь наедине с самим собой вырабатывал основы своего учения, подвергался соблазну со стороны дьявола, через зависть к богу когда-то погибшего ангела. Он рассказывал, что сатана поставил его на «крыло церковное» и предложил ему броситься вниз и, таким образом, совершить чудо. Потом он показал ему все царства земные и сказал: «Всё отдам тебе, только поклонись мне». Но «он» всё отверг: славу, богатство, власть – все соблазны сатаны и сказал: «Не о хлебе едином жив будет человек, а о всяком слове, исходящих из уст божиих», и прогнал сатану со словами: «Отойди от меня, сатана! Господу Богу единому послужи!». Затем «он» привёл несколько афоризмов из своего учения, например: «Не пецытеся на утрей: утренний бо сам о себе печется» и: «Не собирайте себе сокровищ на земле, идеже тля тлит и татие подкапывают и крадут, а собирайте себе сокровища на небеси, идеже ни тля не тлит и татие не подкапывают и не крадут». Он призывал в другую жизнь – жизнь на небе, к которой земная жизнь является лишь подготовкой.

Мария внимала учению своего Учителя, она с восторгом смотрела на «него», а Марфа в это время хлопотала по хозяйству. Тогда «он» подозвал её к себе и сказал ей: «Марфа, Марфа, печешися и мольяше о мнозем, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже и не отымется от нея». Это поучение было лебединой песней «его» в этой семье.

Утром все жители Вифании узнали, что «он» собирается уходить в Иерусалим на свои «страсти». Они собрались к «нему» с пальмовыми ветвями, посадили «его» на молодого осла, на котором ещё никто не ездил верхом, и провожали «его» выкриками: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне, царь израилев!».

Потом рассказывали, что когда «он» вошёл в Иерусалим, то в нём произошло землетрясение, а в церкви разорвалась церковная завеса. «Он» вошёл в храм, где было много торговцев, валютников, менял. «Он» ваял верёвку – вервие и выгнал их со словами: «Храм мой, храм молитвы, вы превратили в вертеп разбойников».

Этот случай явился вызовом его врагам – книжникам и фарисеям, и они стали искать случая, чтобы убить «его». С этого и начались «его» «страсти», которые закончились «его» распятием на Голгофе.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 405. Л. 50-61 (рукопись), 39-43 (машинопись).

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика