ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ЧЁРНЫХ МЕТАЛЛОВ*

 

ВИЗовский техникум, как его кратко называли, входил в систему учебных заведений Министерства чёрных металлов[1] и был на его бюджете. В соответствии с тем, в какой главк входил Верх-Исетский завод, он (техникум) именовался – техникумом «Востокстали», или «Спецстали» - с 1936 г. Верх-Исетский завод был шефом техникума. В его обязанность входило:

1. Обеспечение техникума учебным зданием и общежитием для студентов.

2. Участие в организации учебного процесса. Сюда входило:

а) обеспечение техникума административным персоналом и содействие в укомплектовании его учителями;

б) предоставление заводских производственных объектов для практического обучения студентов техникума.

Организацией техникума на ВИЗе предусматривалось, что выпускники его в первую очередь пойдут на пополнение завода квалифицированными кадрами. Вот почему профиль подготавливаемых техникумом специалистов приведён был в соответствие с производственно-техническим профилем завода, и когда завод перешёл на выработку специальных сортов проката для электрической промышленности, техникум перешёл от подготовки специалистов мартеновского и прокатного производств к подготовке специалистов электромеханического профиля.

В 1938 г. техникум был переименован в Свердловский металлургический техникум, а с июля 1940 г. он был переведён в систему электрической промышленности с наименованием: «Свердловский электромеханнический техникум».

Краткие сведения об организации и работе техникума.

Мысль об организации техникума возникла на заводе в 1930 г., когда встал вопрос о коренной его реконструкции. В связи с этим остро встал и вопрос о подготовке рабочих кадров для завода. Подготовка массовых специальностей рабочих на заводе осуществлялась через школу ФЗУ, которая открыта была в 1922 г., и индивидуально-бригадное ученичество. Значительное количество рабочих кадров подготовлялось через различные курсы: ДРО (дополнительно рабочее образование), ПТК (производственно-технические курсы) и др.

Стоял вопрос о подготовке среднего звена специалистов-техников на основные специальности завода. Для разрешения его и был организован техникум. Время было горячее. Бурное развитие всей государственной промышленности, и в том числе и ВИЗа ставило вопрос об ускорении организации техникума, поэтому некоторые вопросы её, организации, разрешались, как говорится «на ходу». Не сразу, например, было найдено подходящее помещение для него. Сначала занятия происходили в здании школы ФЗУ и в конторе заводоуправления в вечерние часы. Затем они были перенесены в здание треста «Востокосталь» на вечерние часы, где управляющим был Николай Михайлович Давыдов.

Более подходящие условия для занятий были созданы после перехода техникума в здание одной из школ города по Сибирскому тракту, которое представлено было в его полное распоряжение. Наконец в 1932 г. техникум перешёл в здание профтехкомбината ВИЗа по Нагорной улице и пробыл здесь до своей реорганизации в 1940 г. Это был лучший период его организации и работы.

Когда техникум организовывался, то, прежде всего, ставилась задача охватить в нём для обучения тот состав рабочих завода из молодых, которые подошли бы для этого с некоторой предварительной подготовкой на курсах примерно в течение одного или полуторых лет. Таких людей оказалось на заводе немного, и поэтому возникла мысль пополнить недостающее количество выпускниками школы ФЗУ. Но таких оказалось тоже незначительное количество и поэтому в 1931-1932 уч[ебном] году был произведён набор из окончивших средние городские школы.

Первым в буквальном смысле слова «собирателем» техникума и его завучем была дочь знатного литейщика Уралмаша тов[арищ] Антонова Наталья Петровна. Антонова, человек с высшим гуманитарным педагогическим образованием. Она ходила и агитировала по цехам, часто бывала в фабзавуче по вопросам набора в техникум, и поэтому по справедливости может быть названа «собирателем» его.

На первых порах в техникуме часто сменялись директора. Первыми директорами его были назначены заводоуправлением люди, не имеющие никакого отношения к педагогическому делу: т[оварищ] Зырянов из каких-то хозяйственников и т[оварищ] Байдалин из счётных работников. Затем в директора его направлялись молодые люди из окончивших техникум т[оварищи] Дайбов, Купцов, а после ликвидации профтехкомбината, в который входил техникум, директором его назначена была только окончившая факультет общественных наук (ФОН) Московского университета т[оварищ] Жидкова. Завучем после Антоновой, а по существу и директором его был студент того же техникума – Александр Игнатьевич Чарушников.[2]

Часто можно было наблюдать, как по входу в контору завода подъезжал экипаж типа экипажей прежних городских извозчиков, в который был запряжён невзрачный рыжко, а на козлах которого сидел в торжественной позе кучер, и из экипажа сходил с массивным портфелем Александр Игнатьевич и направлялся на приём к директору завода.

Весь период существования техникума до перехода его в 1932 г. в здание б[ывшего] профтехкомбината был периодом его становления, в который были явные «трудности роста»: с одной стороны, завзятая патриархальщина, отсутствие строгой организации, а с другой стороны, подчас наивная претенциозность на организацию в стиле вуза: самые обыкновенные классные занятия немецким языком, например, Александр Игнатьевич громогласно именовал лекцией.

Первый состав преподавателей техникума образовался ещё когда он входил в профтехкомбинат, и остался в нём после выхода из последнего. При организации профтехкомбината в него влились многие педагоги, прибывшие в Свердловск из других городов Урала, центральной России и даже Сибири, которые семьями включились в педагогическую работу в различные виды профтехнической подготовки на ВИЗе: техникум, школу ФЗУ и различные курсы.

При техникуме были подготовительные курсы, на которых работали по совместительству преподаватели школы ФЗУ.

Штатными преподавателями техникума в то время были: преподаватель математики, которого студенты называли «профессором», Иван Иванович Лощёнов, преподаватель химии Василий Евгеньевич Соловьёв, преподаватель полит-экономии … Иванов и преподаватель литературы с русским языком Анна Васильевна Колесникова, по немецкому языку Анна Фридриховна Игнатьева, обществоведение преподавала завуч – Наталья Петровна Антонова. Все они были загружены уроками «до отказа».

Любимцем студентов № 1 был И. И. Лощёнов. Он был человеком с хорошей научной подготовкой: по окончании университета он некоторое время совершенствовался ещё по математике за границей, но в начале своей трудовой деятельности не работал педагогом, а работал в каком-то финансовом учреждении. На педагогическую работу он уже перешёл после Октябрьской социалистической революции. Характерной чертой его преподавания был строго продуманный метод, настойчивость и выдержка, что особенно были ценными качествами ввиду того, что в техникум поступали иногда со слабой подготовкой И. И. заслуженно пользовался уважением студентов, и они совершенно искренне называли его профессором.

Любимцем студентов № 2 был преподаватель политэкономии … Иванов. Он умел так живо излагать свой предмет, что студенты воспринимали эту науку, как некое откровение – восторженно, с увеличением.

Самым сложным для разрешения был вопрос с преподаванием специальных предметов, но счастливым для них случаем было то, что теорию прокатного дела вёл по совместительству профессор … Головин. Что касается других предметов специальных, относящихся к теории прокатного дела, например, сопротивление материалов, то они проходились по методу классического латинского выражения «Docendo discimus» (уча, мы учимся), а именно: в текущем учебном году студенты слушали лекции по этому предмету, а в следующем кто-нибудь из них, продолжая свой курс учения, читал его другому следующему за его курсом, курсу. Кстати сказать, такой порядок существовал и в других техникумах.

Характерной чертой существования в это время техникума было большое количество учащихся в нём без отрыва от производства и проходящих подготовительный курс для поступления в него. Среди них были настоящие энтузиасты, которые показывали и другим пример учения и участия в общественной жизни, например, известный на заводе Илья Зубов, но только немногие из них дошли «до победного конца», т. е. кончили техникум.

С переходом в профтехкомбинат (1932 г.) для техникума, наконец, кончились «хождения по мукам», и он получил вид вполне организованного учебного заведения. Значительно пополнился состав преподавателей квалифицированными работниками. Так, завучем стал инженер … Светлосанов, преподавателем русского языка и литератором – лучшая преподавательница города Екатерина Кузьминична Осипова, преподавателем математики, кроме Лощёнова, Анна Андреевна Зосимовская, географии – Мария Ивановна Липина, военного дела – Анатолий Константинович Ермолаев, сопромата … Эбгард и др.

Были организованы лаборатории. Широко развернулась воспитательная работа: были организованы хор и драмкружок. Студенты устраивали вечера с хорошо организованными дрампостановками, выступлениями хора и певцов-солистов. На этих вечерах с большим успехом выступал бухгалтер Михаил Андреевич Якушин, певец, обладатель хорошего баса с неплохой школой пения.

Вся жизнь техникума, включая и хозяйственный распорядок его – чистоту, а также общий порядок и дисциплину, была направлена по строго определённому руслу – спокойному и деловому.

В этом была определённая заслуга директора техникума Марии Емельяновны Куренных. Она была, в сущности, первым настоящим директором техникума, по праву занимавшим этот пост.

В молодости, в девические годы, она принимала участие в рядах борцов против Дутова, будучи малограмотным человеком. Потом она добилась того, что закончила курс в горно-металлургическом техникуме, что уже её характеризует, как настойчивого, волевого человека. От её прошлого у ней сохранилась некоторая грубоватость в её манерах, но это относилось больше к её внешнему виду и проявлялось чаще всего тогда, когда она была в раздражённом состоянии, вызванном различного рода непорядками, особенно если они замечались у технических работников техникума. Преобладающими же в её отношениях к другим людям были спокойный тон, выдержка и деликатность, чему следовало бы поучиться у ней многим другим директорам учреждений.

Особенно деликатной, вежливой она была в обращении с учителями. Мало того, она пользовалась всяким случаем оказать им материальную помощь: то она хлопочет об огороде, то она раздобыла для них что-либо из питания или одежды. Были у ней, конечно, и передержки и ошибки в отношениях к студентам, например, несправедливое и ошибочное преследование за прошлое, но авторитет её для них был непреложным, и она пользовалась их искренним уважением. Главным же в характере Марии Емельяновны были её большая трудоспособность, преданность порученному делу, настойчивость и недюжинный организаторский талант. Какую бы ей работу не поручали, она отдавала ей свою силу в полной мере. Так, и техникум она поставила на должную высоту.

После М. Е. Куренных директором техникума была А. А. Зосимовская, при которой и произошла реорганизация его, о чём сказано выше.

За время своего существования техникум выпустил значительное количество металлургов, которые влились в ряды специалистов Урала. Некоторые из них потом продолжили своё образование в институтах и работают инженерами.

Из бывших выпускников техникума на ВИЗе продолжает работать на ответственных производственных постах следующие товарищи:

1. Чернавин Б. И. – директор завода.[3]

2. Коробка Б. А. – нач[альник] центр[альной] заводской лаборатории.

3. Решетов И. В. – инженер БРИЗа [бюро изобретений – ред.].

4. Дегтёва Н. И. – мастер литейного цеха.

Ушли на пенсию:

1. Всехвальных Б. И. – бывш[ий] нач[альник] листопрокатн[ого] цеха.

2. Кочергин И. Я. – мастер цеха № 1.

Из бывших выпускников школы фабзавуча ВИЗа техникум окончили: Селиванов Е., Порошин Н., Копылов В.

В других учреждениях города работают:

1. Чарушников А. И. – директор ин[ститу]-та металлургич[еской] теплотехники.

2. Стефановский Б. А. – начальник планового отдела Управления чёрной металлургии.

3. Литвишко Б. Т. – начальник производств[енного] отдела Управления чёрной металлургии.

Работали на заводе:

1. Векшин Е.

2. Лукина Е. В. – инженер произв[одственного] отдела.

3. Васильев В. – мастер цеха № 1.

4. Калокуцкий Т. И. – мастер прокатного цеха.

Продолжают работать:

1. Шимановская Н. П. – нормировщик литейного цеха.

2. Козлов Г. Д. – инженер отд[ела] технич[еского] обучения.

3. Козлов Б. Д. – обер-мастер мартен[овского] цеха.

 

В. ИГНАТЬЕВ

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 397. Л. 126-132.

*Машинописный текст, подписанный автором, предназначался для публикации.

 

[1] В 1932-1939 гг. существовал Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР, в 1939-1946 гг. – Народный комиссариат чёрной металлургии CCCP.

[2] Чарушников Александр Игнатьевич (1909-1978) – окончил Уральский индустриальный техникум (1930), Уральский индустриальный институт (1935). Инженер-металлург. Кандидат технических наук (1941). В 1930-1932 гг. работал в Верх-Исетском металлургическом техникуме; в 1932-1941 гг. работал инженером, в 1941-1969 гг. директором во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлургической теплотехники (г. Свердловск).

 

Под его руководством институт развился из небольшого отделения в крупную научно-исследовательскую организацию с опытным заводом, оказал помощь в освоении передела ванадиевого чугуна кислородно-конвертерным процессом на НТМК, в устранении недостатков и освоении проектных мощностей секционных печей непрерывного стана на Первоуральском новотрубном заводе и др. Председатель Областного правления и член Центрального правления НТО чёрной металлургии.

[3] Чернавин Борис Иванович (1912-1980) – окончил Верх-Исетский металлургический техникум (1933) и Уральский политехнический институт (1949). Инженер-металлург. В 1933-1972 гг. – работал на Верх-Исетском металлургическом заводе: рабочим, мастером, начальником смены, заместителем начальника, начальником листопрокатного цеха, главным инженером и в 1955-1972 гг. – директором. Внес вклад в реконструкцию старого металлургического производства завода, один из основных инициаторов и организатор строительства крупнейшего в стране цеха холодной прокатки трансформаторной стали. Много сделал для улучшения социально-бытовых условий трудящихся.

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика