Михаил (Трубин)

 

 

Михаил (Трубин)

Дата рождения: 17/29 ноября 1893 года.
Место рождения: д. Шульдиха, Еловская волость, Осинский уезд, Пермская губерния.
Дата смерти: 14/27 сентября 1937 года.
Место смерти: г. Свердловск.

 

Хиротония: иерейская - 1916 год,
«архиерейская» - 11/24 июля 1923 года.
Епископ Соликамский, викарий Пермский (обновл.) (1923-1924),
Епископ Пермский и Соликамский (обновл.) (1924),
Архиепископ Тюменский и Ялуторовский (обновл.) (1924-1925),
Архиепископ Златоустовский Уральской Митрополии (обновл.) (1925),
Архиепископ Архангельский и Холмогорский (обновл.) (1925-1926),
Архиепископ Читинский и Забайкальский (обновл.) (1926-1927)
Архиепископ, с 1928 года - Митрополит Читинский (обновл.) (1927-1929),
Митрополит Дальне-Восточный (обновл.) (1929-1929),
Митрополит Орехово-Зуевский (обновл.) (1931),
Митрополит Пензенский (обновл.) (1931),
Митрополит Алма-Атинский и Джетысуйский (обновл.) (1931-1934),
Митрополит Бакинский и Закавказский (обновл.) (1934-1936),
Митрополит Свердловский и Ирбитский (обновл.) (1936-1937).

 

Происхождение

В миру Михаил Иосифович Трубин.
Родился 17/29 ноября 1893 года в деревне Шульдихе Еловской волости Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье.

 

Образование

В 1910 году окончил Искорскую церковно-учительскую школу.
В 1911 году был слушателем Пермских миссионерских курсов и Белогорских миссионерско-проповеднических курсов.
В 1912 году был слушателем Белогорских миссонерских апологетических курсов.
08/21 сентября 1913 года поступил в Пермскую пастырскую миссионерскую школу им. Иоанна Кронштадтского, которую окончил 01/14 мая 1916 года.

 

В Пермской и Соликамской Епархии

С 1911 года состоял учителем в Шульдихинской церковно-приходской школе.
В 1911-1912 годах состоял помощником руководителя Дубровского миссионерского кружка Осинского уезда.
14/27 ноября 1912 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) определен исполняющим должность псаломщика к Прокопьевской церкви села Кузнечихинского Осинского уезда.

 

Николаевская церковь села Кудымкорского Соликамского уезда

09/22 мая 1913 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) перемещён к Николаевской церкви села Кудымкорского Соликамского уезда.
В 1913 году арестован на 7 дней за оскорбление волостного старшины и земского начальника.
22 сентября/05 октября 1913 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) утверждён в должности псаломщика, принят в духовное звание и посвящен в стихарь.
30 ноября/13 декабря 1913 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) посвящен в сан диакона с оставлением временно на псаломщической должности.

 

Покровская церковь села Верх-Нердвинского Соликамского уезда

24 марта/06 апреля 1914 года по прошению Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) перемещён диаконом к Покровской церкви села Верх-Нердвинского Соликамского уезда.

 

Благовещенская церковь при Пермской Александровской мужской гимназии

С 22 сентября/05 октября 1914 года Епископом Пермский и Соликамским Андроником (Никольским) назначен диаконом Благовещенской церкви при Пермской Александровской мужской гимназии.
В 1914-1916 годах состоял руководителем религиозно-нравственных чтений в Закамском посёлке.
В 1915 году Епископом Пермским и Соликамским Андроником (Никольским) назначен проповедником при Фаворском миссионерском крестном ходе.

 

Сретенская церковь Сылвенского завода Красноуфимского уезда

09/22 мая 1916 года Епископом Пермским и Соликамским Андроником (Никольским) посвящен в сан священника к Сретенской церкви Сылвенского завода Красноуфимского уезда.

 

В Пермской и Кунгурской Епархии

Сретенская церковь села Бердышевского Оханского уезда

14/27 октября 1916 года по прошению из-за болезни Епископом Пермским и Кунгурским Андроником (Никольским) перемещён к Сретенской церкви села Бердышевского Оханского уезда.
В 1916-1917 годах состоял законоучителем Бердышевского двухклассного училища.
В 1917 году Епископом Соликамским, викарием Пермским Феофаном (Ильменским) награжден набедренником.

 

Успенская церковь Гефсиманской женской общины

02/15 декабря 1917 года по ходатайству сестёр Гефсиманской женской общины Оханского уезда перемещён к Успенской церкви Гефсиманской женской общины.

 

Иоанно-Предтеченская церковь села Крюковского Осинского уезда

30 января/12 февраля 1918 года ввиду возникших нестроений в Гефсиманской женской общине Епископом Пермским и Кунгурским Андроником (Никольским) перемещён на диаконское место к Иоанно-Предтеченской церкви села Крюковского Осинского уезда.
19 января/01 февраля 1918 года по резолюции Епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) и по Указу Пермской Духовной Консистории от 20 января/02 февраля 1918 года «имея основания подозревать, что это дело прошло при участии священника Михаила Трубина», запрещён в священнослужении с предписанием немедленно выехать к месту назначения в село Крюково Осинского уезда и находиться под строгим руководством настоятеля.
02/15 февраля 1918 года по резолюции Епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) и по Указу Пермской Духовной Консистории от 28 марта/10 апреля 1918 года «в виду раскаяния священника Трубина» разрешён в священнослужении с немедленным отправлением к месту назначения в село Крюково.

В 1918 году полгода состоял кандидатом в члены ВКП(б), за что был арестован и сидел 6 месяцев в тюрьме по обвинению в большевизме.
В 1918 году служил при 6-й Уральской дивизии агитатором.

 

Сергиевская церковь села Сташкова Осинского уезда

16/29 августа 1918 года Епископом Соликамским, викарием Пермским Феофаном (Ильменским) определён настоятелем Сергиевской церкви села Сташкова Осинского уезда.

 

Петро-Павловская церковь села Еловского Осинского уезда

24 сентября/07 октября 1920 года по прошению Епископом Пермским и Кунгурским Сильвестром (Братановским) перемещён на 1-е место священника к Петро-Павловской церкви села Еловского Осинского уезда.

 

Семейное положение
Был женат.
В семействе у него были:
жена Анна Емельяновна, родилась ок. 1895 года,
сын Геннадий, родился ок. 1916 года.

 

В обновленчестве

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол.
В августе 1922 года случайно находясь в г. Перми, по рекомендации протоиерея Василий Морозова, был послан в Москву от Пермского Епархиального Совета для выяснения положения церковных дел.
В г. Москве участвовал на 1-м Всероссийском съезде сторонником "Живой церкви".
Высшим Церковным управлением "возведён в сан" протоиерея и назначен уполномоченным ВЦУ по Пермской и Сарапульской Епархиям.
Вернувшись в г. Пермь на собрании духовенства г. Перми и Мотовилихи под председательством Епископа Пермского и Кунгурского СИЛЬВЕСТРА (Братановского) сделал доклад о поездке в Москву и призвал всех вступить в члены "Живой церкви".
С 28 ноября/11 декабря 1922 года настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми.
Предпринял ряд поездок по Епархии, информируя приходы о церковных событиях и назначая уездных уполномоченных ВЦУ.
25 декабря 1922 года/07 января 1923 года присутствовал на Всероссийском съезде уполномоченных ВЦУ.
Стал настоятелем Пермского Спасо-Преображенского собора.
Был участником 2-го обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Патриарха Тихона (Белавина).
Постановлением Президиума Высшего Церковного Совета от 18/31 мая 1923 года назначен Епископом Соликамским, викарием Пермской Епархии (обновл.), с поручением ему управления Пермской и Соликамской Епархией (обновл.).
Однако, несмотря на имеющийся указ о назначении, хиротония была отложена.
Вернулся в Епархию и приступил к исполнению обязанностей уполномоченного.
После отказа протоиерея Александра Коровина от хиротонии в сан Епископа Пермского, в июле 1923 года выехал в Москву.
11/24 июля 1923 года, в Москве, будучи в браке, «посвящен в сан» Епископа Соликамского, викария Пермского, временноуправляющего Пермской и Соликамской Епархией (обновл.).
Митрополит Антонин (Грановский), выступая на Соборе Союза Церковное Возрождение в г. Москве в 1925 году следующим образом рассказывал об обстоятельствах архиерейской «хиротонии женатого обновленческого «архиерея» Михаила Трубина:

«... Живоцерковники и содацы, обеспечивши за собой в пленуме большинство, отбросили всякое приличие и перешли к прямой тактике насилия. В президиуме Собора (1923 год) рассматривалось представление группы Содац («Союз Древле-Апостольской церкви») о посвящении в епископа в Пермь некоего Михаила Трубина, подвизавшегося дотоле в роли уполномоченного ВЦУ по Пермской епархии, 28-летнего выскочки, со слабым образовательным цензом и неудержимого карьериста, не без теней на нравственном облике ...».
«... К церковному управлению... особенно в уполномоченные ВЦУ всюду на местах пролезла поповская мразь и грязь, и старалась золоченой мишурой поскорее закрыть свою нравственную омерзительность ...».
«... Представление было отклонено с оговоркою, чтобы оно под тем или иным видом не было повторено после Собора. Нисколько этим не стесняясь и ничуть с этим не считаясь, Содацы через несколько дней после закрытия Собора вносят вторичное представление о Трубине в Президиум ВЦС и стараются провести его наглостью. Митрополит Антонин, председательствуя в заседании, именем Собора заявляет энергичный протест и подкрепляет его постановкой на карту своего пребывания в ВЦС... Представление живоцерковников Высшим Церковным Советом отклоняется, но Красницкий и Новиков, игнорируя постановление ВЦС, угрожая митрополиту Антонину насилием и шантажируя его, самоуправством проводят свое домогательство, и, используя постыдную закулисную услугу Митрополита Евдокима (Мещерского), сидевшего как тигр в засаде, нагло совершают...» «намеченные ими «хиротонии». «...Тогда же они осуществили и отклоненное дважды и Собором, и ВЦС, епископство Михаила Трубина...».

У большинства Пермского духовенства и мирян это не вызвало воодушевления, и в среде пермских обновленцев произошёл раскол. Против Пермского Епархиального Управления во главе с Епископом Соликамским, викарием Пермским, временноуправляющим Пермской и Соликамской Епархией (обновл.) МИХАИЛОМ (Трубиным) стало "Объединение христианско-православных общин Пермской Епархии", в рядах которого находилась почти половина обновленческих общин, которые группировались вокруг Епископа Осинского, викария Пермского (обновл.) МИХАИЛА (Бирюкова) и протоиерея Николая Булдыгина.
22 мая/04 июня 1924 года "возведён в сан" Архиепископа Пермского и Соликамского (обновл.).
Из информационной сводки 6 отделения Секретного отдела ОГПУ: "Деятельность обновленцев во главе с епископом Михаилом Трубиным заключается лишь в благоустройстве себя материальными благами. Что же касается развития обновленческих реформ, то таковые постепенно идут на убыль, причина этому то, что епископ Михаил не пользуется популярностью среди верующих, а также духовенство к нему питает самую дикую ненависть и даже попы ранее были с Трубиным в одном лагере, теперь перешли к тихоновцам".
18/31 июля 1924 года Священным Синодом (обновл.) отстранён от управления Пермской и Соликамской Епархией (обновл.).
Некоторое время после этого он пытался управлять Епархией, пока Синод своим указом не предупредил Трубина, что в случае вмешательства в жизнь Епархии с него будет снят сан.
19 сентября/02 октября 1924 года направлен в распоряжение Сибирского Церковного Управления.
В октябре 1924 года назначен Архиепископом Тюменским и Ялуторовским (обновл.).
17/30 мая 1925 года участвовал на расширенном пленарном заседании Временного Митрополичьего Церковного Управления, который образовал Уральское областное Митрополитанское Церковное Управления.
18/30 мая 1925 года вошёл в состав пленума УралОМЦУ (25 июня/08 июля утверждено Священным Синодом (обновл.)).
09-12/22-25 июля 1925 года участвовал в 1-м Уральском олбластном церковном соборе, на котором 12/25 июля избран членом пленума УралОМЦУ от Ирбитской и Туринской Епархии (обновл.).
С июля до 10/23 октября 1925 года – Архиепископ Златоустовский Уральской Митрополии (обновл.).
Был участником 3-го обновленческого т.н. "Всероссийского Поместного Собора" в октябре 1925 года.
С 10/23 октября 1925 года - Архиепископ Архангельский и Холмогорский (обновл.).
С 15/28 октября 1926 года - Архиепископ Читинский и Забайкальский (обновл.).
В сентябре 1927 года избран Архиепископом Владивостокским (обновл.).
С 18 ноября/01 декабря 1927 года временноуправляющий Владивостокской и Хабаровской Епархиями.
24 ноября/07 декабря 1927 года награждён правом ношения креста на клобуке.
В 1928 году «возведен в сан» Митрополита.
С 1929 года - Митрополит Дальне-Восточной Митрополии (обновл.).
В ноябре 1929 года принес покаяние Заместителю Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополиту Сергию (Страгородскому)и назначен настоятелем Ферганского кафедрального собора.
Вернулся в обновленческий раскол.
С 02/15 июля 1931 года - Митрополит Орехово-Зуевский (обновл.).
С октября 1931 года - Митрополит Пензенский (обновл.).
Уволен из Орехово-Зуева за склоку и за то же уволен из Пензы.
С декабря 1931 года - Митрополит Алма-Атинский и Джетысуйский (обновл.).
В 1933 году вступил во второй брак с певчей Николаевской Большестаничной церкви г. Алма-Аты.
С декабря 1934 года - Митрополит Бакинский и Закавказский (обновл.).
С 05/18 августа 1936 года - Митрополит Свердловский и Ирбитский (обновл.).
С сентября 1936 года под его началом находились и приходы Пермской и Верхнекамской Епархии (обновл.).
18 ноября/01 декабря 1936 года был в городе Перми, где встречался с обновленческим духовенством.
10/23 мая 1937 года арестован в городе Свердловске.
С 18 июня/01 июля 1937 года уволен за штат.
Проходил по делу "Уральского повстанческого центра", по которому входил в, так называемый, "духовный совет" из представителей церковников григорьевской, обновленческой и тихоновской ориентацией в составе 20 человек, во главе которой стояли - Пётр (Холмогорцев), Сергий (Корнеев), позднее Михаил (Трубин) и Пётр (Савельев) и являлся агентом японской и польской разведок.
12/25 сентября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Свердловской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 14/27 сентября 1937 года.
Реабилитирован в 1959 году.

В семействе у него были:

первая жена - Анна Емелльяновна Фотина, род. в 1895 году;
вторая жена - Нина Андреевна Скударнова, род. в 1904 году.
03/16 ноября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Свердловской области приговорена к 10 годам лагерей. Срок отбыла. Реабилитирована в 1955 году.

 

Благочинный церквей Пермской и Верхне-Камской Епархии (обновл.) протоиерей Феодосий Шаврин на допросе так отзывался о нём: "Трубин является активным врагом советской власти. Помимо этого он имеет и аферистические наклонности, в области религиозной деятельности он ведёт активную работу, причём характерно, что в течение 10-13 лет он сумел объехать почти весь СССР".

Архиепископ СЕРГИЙ (Ларин) (в прошлом также обновленец) о личности Михаила Трубина отзывался следующим образом:
«... Отличался пьяными оргиями с женщинами сомнительного поведения. Лютый гонитель монашества, председатель Православной Церкви...».


Вернуться назад



Реклама

Новости

12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


14.04.2020

Составлен электронный указатель "Село Беляевское с деревнями".


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (1)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика