Храм Преображения Господня в селе Пыскорском (1782-1935)

 

Каменный.
Двусветный четверик, перекрытый восьмидольным сводом, с пятигранным алтарём, трапезной и колокольней.
Заложен в 1782 году.
Построен в 1782-1807 годах.
Освящён 25 ноября/07 декабря 1807 года главный придел.
Сооружен прихожанами.
Архитектор: 1830 год - И.И. Свиязев (перестройка).
Богородице-Введенский придел храма был освящён в память бывшего подгородного Пыскорского Богородице-Введенского женского монастыря.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Пыскор.
Закрыт 20 октября/02 ноября 1935 года.
Колокольня сломана.
Здание использовалось под школу.
Здание сохранилось.
В настоящее время здания пустует, находится в тяжёлом состоянии.
Региональный объект историко-культурного наследия по распоряжению Губернатора Пермской области от 05 декабря 2000 года № 713-р.
Современный адрес: Пермский край, Усольский район, село Пыскор, ул. Советская, 63.

 

Богослужение, вероятно, совершалось или в ветхой деревянной церкви, или в каменной Николаевской, оставленной Иустом, и ныне существующей под именем единоверческой. Так дело тянулось около 30 лет;

ибо только в 1782 г. настоящая каменная церковь заложена, по благословенной грамоте Лаврентия, епископа Вятского и Велико-пермского от 12 нояб. (Арх. Пыск. церкви.). Церковь сия в честь Преображения Господня, с приделом во имя св. Николая Мирликийского, устроена б. иждивением прихожан. Когда освящен б. теплый придел св. Николая  - неизвестно, но, вероятно, раньше Преображенского, который, по словам очевидца, дьячка Пыскорской церкви Василия Лапина, бывшего при освящении, (теперь уже умершего), освящен 1807 г. нояб. 25 дня присутствующим Соликамского духовного правления священником Максимом Квашниным. Третий престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен уже в позднейшее время, а Николаевский придел переименован в Введенский в 1820 г., когда нужно б. переменить ветхий антиминс. Это мы говорим со слов бывшего здесь священника – старца Стефана Наумова.

Особенного замечания в сей церкви достоин иконостас в холодном Преображенском храме. Резьбе, как на нем, так и на царских вратах, знатоки, дают более 200 лет: он перенесен сюда из древней церкви девичьего монастыря. В настоящее время иконостас сей поновлен с сохранением резбы и, кажется, навсегда утратил прелесть древности. За то во всей красе древности существуют драгоценные царские врата, находящиеся на алтарной стене холодного храма. Это остаток первых церквей Пыскорского монастыря. Царские врата заключаются в раме, которая в длину 3 1/4 арш., в ширину 7 четвертей; створы в длину 2 1/4 арш., в ширину каждая по 3 четверти. Иконы, на пр. створе: Божией Матери с нисходящим на Нее Духом Святым, Евангелисты Матфий и Лука с обыкновенными символами; на левой: Архангел Гавриил с двуперстным сложением креста, Евангелисты Иоанн и Марк с Прохором и львом, и тельцом. На правой раме изображения: Иисуса Христа, Василия Великого, Иоанна Златоустого и архидиакона Стефана; на левой - Божией Матери, Григория Богослова и диакона Аммуна. Замечательна еще, по своей древности, деревянная дарохранительница - тоже остаток Пыскорского монастыря. Она четырех-угольная о двух ставах, из коих нижний в длину 5 верш., в ширину 4 в., в глубину 2 вер., верхний, дно которого служит крышкою нижнему, в длину 2, в ширину 1 1/2 и в глубину 2 вершка. Верхний став или ящик закрывается отдельною крышкою с осмигранной маковкой, украшавшейся когда-то крестом. На внешних сторонах обоих ставов живописные изображения; на нижнем: с надписью "воздух" изображен жено-подобный человек, держащий в правой руке что-то в роде ящерицы, а под левою имеющий парящего орла, - вся картина окружена огнеобразными облаками; с надписью "огнь" изображена обнаженная жена, восседающая на огненной колеснице, везомой двумя огненными конями, в левой руке жена держит лебедя; с надписью "вода" изображен юноша, проливающий из сосуда воду, в которой плавают два кита с огненными хвостами; с надписью "земля" изображен юноша, высыпающий из рога изобилия цветы, около него лев, телец и конь. На верхнем ставе изображены на четырех сторонах символы четырех Евангелистов. На внутренней стороне крышки изображен Дух Св. в виде голубя, а на дне вернего става, служащем крышкою нижнему ставу - ангел четырех-крылый, с надписью: "херувим" "серафим". Надобно заметить, что живопись всех сих картин грубая, безъискуственная подмалевка, по старому письму, позднейшего времени.

Из книг обращают на себя внимание два напрестольные евангелия. Одно, - печатание, 7159-1657 г. месяца ноября в 28 день, на память преподобного отца нашего исповедника Стефана нового, при державе Ц. В. Кн. Алексея Михайловича, в 6-е лето Богохранимого царствия его, при святейшем патриархе Иосифе, - как остаток древнего монастыря Пыскорского. Другое, - печатанное 1703 г., с надписью "1709 году марта в 6 день Преображения Спасова Пыскорского монастыря архимандрит Евфимий Свирепов купил сие Святое Евангелие в царствующем граде Москве на печатном дворе, а по обещанию своему приложил сие Св. Евангелие в подгорный владычний девичь монастырь в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ея Одигитрия в вечное поминовение по родителех своих, на свои келейныя деньги. А буде кто сие Св. Евангелие истой Владычной церкви возьмет, или продаст, и за сие судит ему Бог", -  как дар одного из деятельнейших и попечительных настоятелей Пыскорского монастыря.

         Из икон особенно замечательны две: Св. Чудотворца Николая и Матери Божией-Казанской. Первая известна под именем Ощепковской, а вторая - Бочковской. Икона Св. Николая древнего письма и называется Ощепковскою потому, что унесена сюда из часовни Ощепковской, выстроенной в размерах церкви, архимандритом Евфимием Свиреповым в 1705 и 1706 годах.

Ныне на месте сей часовни, в дер. Ощепковой, воздвигнута деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая, а часовня, с отнятием алтаря, перенесена на другое место, вблизи церкви.

Икона Казанской Божией Матери называется Болковскою по следующему обстоятельству: икона сия была в питейном доме на столбе у стойки, и находилась в совершенном не внимании и небрежении.

Крестных ходов, кроме обыкновенных, в Пыскоре два первый в неделю св. отец, второй 24 июня, в день Рождества Иоанна Предтечи. Крестный ход в неделю св. отец б. на р. Нечаиху к часовне, в 6 верст. от села, и называется "ходом ко кресту", который поставлен тут крестьянином деревни Лубяны Иваном Падериным, по случаю исцеления жены сына его Мавры Ивановой. Крестный ход в 24 июня совершается вокруг всего селения. Начало сего крестного хода относится к основанию самого села, а первый крестный ход установлен во второй половине XVIII ст. Во времена Иуста везли в Лысвинский монастырь колокол Бурло (висящий теперь на колокольне Пермского Каф. собора). Здесь колокол почему-то остановлялся и сюда выходили для встречи его со свят. иконами. Место это, где теперь и часовня, называется и до ныне: "около бурлова становья". Перм. еп. вед, 1875 г.

По словам священника о. Словцова, (Перм. еп. вед. 1875 г.) видно, что, в селе Пыскорском, в Преображенском холодном храме достойны внимания - иконостас. Резьба как на нем, так и на царских вратах знатоки дают более 200 лет: он перенесен сюда из древней церкви девичьего монастыря. В настоящее время иконостас сей поновлен с сохранением резьбы и, навсегда утратил прелесть древности. За то во всей красе древности существуют драгоценные царские врата, находящиеся на олтарной стене холодного храма. Это остаток первых церквей Пыскорского монастыря. Царские врата заключаются в раме, которая в длину 3 арш. с четвертью, в ширину 7 четвертей; створы в длину 2 арш. с четвер., в ширину каждая по 3 четверти. Иконы, на правой створе: Божией Матери с нисходящим на Нее Духом Святым, Евангелисты - Матфий и Лука с обыковенными символами; на левой: Архангел Гавриил с двуперстным сложением креста, Евангелисты Иоанн и Марк со львом и тельцом. На правой раме изображения: Иисуса Христа, Василия Великого, Иоанна Златоустого и архидиакона Стефана, на левой - Божией Матери, Григория Богослова и диакона Аммуна. Замечательна еще, по своей древности, деревянная дарохранительница - тоже остаток Пыскорского монастыря. Она четырех-угольная о двух ставах, из коих нижний в длину 5 вершков, в ширину 4 вер., в глубину 2 вер., верхний, дно которого служит крышкою нижнему, в длину 2, ширину 1 1/2 и в глубину 2 вершка. Верхний став или ящик закрывается отдельною крышкою с осмигранной маковкой, украшенной когда-то крестом. На внешних сторонах обоих ставов живописные изображения, на нижнем: с надписью: "воздух" изображен женоподобный человек, держащий в правой руке что-то в роде большой ящерицы, а под левою, имеющий парящего орла, - вся картина окружена огнеобразными облаками; с надписью: "огнь" - изображена обнаженная жена, восседающая на огненной колеснице, везомой двумя огненными конями, в левой руке жена держит лебедя; с надписью: "вода" - изображен юноша, проливающий из сосуда воду, в которой плавает два кита с огненными хвостами; с надписью: "земля" - изображен юноша, высыпающий из рога изобилия цветы, около него лев, телец и конь. На верхнем ставе изображены на четырех сторонах символы четырех евангелистов. На внутренней стороне крышки изображен Дух Святый в виде голубя, а на дне верхнего става,

служащем крышкою нижнему ставу - ангел четырех-крылый, с надписью: "херувим" - "серафим". Надобно заметить, что живопись всех сих картин грубая.

в 1782 г. настоящая каменная церковь заложена, по благословенной грамоте Лаврентия, епископа Вятского и Велико-Пермского от 12 ноября. (Арх. Пыск. церкви.). Церковь сия в честь Преображения Господня, с приделом во имя св. Николая Мирликийского, устроена была иждивением прихожан. Когда освящен был теплый придел св. Николая неизвестно, но вероятно раньше Преображенского, который, по словам очевидца, дьячка Пыскорской церкви Василия Лапина, бывшего при освящении, (теперь уже умершего), освящен 1807 г. ноября 25-го дня, присутствующим Соликамского духовного правления священником Максимом Квашниным. Третий престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен позднее, а Николаевский придел переименован в Веденский в 1820 г., когда нужно б. переменить ветхий антиминс.

Из книг в этом храме замечательны: евангелие, печатаное в 1657 г., а другое с надписью: "1709 г. марта в 6 день Преображения Спасова Пыскорскаго монастыря архимандрит Евфимий Свирепов купил сие святое евангелие в царствующем граде Москве, на печатном дворе, а по обещанию своему приложил сие св. евангелие в подгорный владычный девичь монастырь в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго ее Одигитрия в вечное поминовение по родителех своих, на свои келейныя деньги, а буде кто сие св. евангелие из той Владычной церкви возмет, или продаст, и за сие судит ему Бог", - как дар одного из деятельнейших и попечительных настоятелей Пыскорского монастыря.

Из икон замечательны две: Святителя и Чудотворца Николая и Матери Божией Казанской. Первая числится под именем Ощепковской, а вторая - Бочковской. Икона св. Николая древнего письма и наз. Ощепковскою потому, что унесена сюда из часовни Ощепковской, выстроенной в размерах церкви, архимандр. Евфимием Свиреповым в 1705/1706 годах. Ныне на месте сей часовни, в деревне Ощепковой, воздвигнута деревянная церковь во имя св. Христова Николая, а часовня, с отнятием олтаря, перенесена на другое место, вблизи церкви. Икона Казанской Божией Матери наз. Бочковскою по следующему обстоятельству: икона сия была в питейном доме на столбе у стойки, и находилась в совершенном невнимании и небрежении. На месте, где был девичь монастырь, впоследствии стоял дом мастерового Пыскорского монастыря Леонтья Терентьева Бочкова. У него жена, Евфимия Ермолаева, была больна в продолжении 4 1/2 лет. - Болезнь ее состояла в таком расслаблении, что она не могла сама собою переменить места. Когда-то она одна лежала в таком расслаблении и погрузилась как-бы в легкую дремоту. В этом состоянии увидела Евфимия подошедшую к ней старушку, которая сказала ей: "Евфимия, встань, запри окно; божья милость (гроза) на дворе поднимается". - На это больная отвечала: я встать не могу. "А коли не можешь, так принеси из кабака икону Божьей Матери, понови ее (т. е. обмой водой) и напейся воды той". - Муж больной, бывший на работе, спешил домой именно для того, чтобы закрыть окно пред наступающей бурей. Пришед домой он нашел жену свою сидящею и плачущею. На вопрос: о чем она плачет? - та рассказала о виденном и слышанном ею. - Муж тотчас же пошел в кабак, принес оттуда икону, которой нисколько там не дорожили, обмыв ее чистой водой и напоил этой водой жену свою. С этого времени больная получила исцеление. Дом Бочкова с этого времени сделался предметом благоговейного почтения, в него для поклонения св. иконе приходили многие благочестивые, делали приношения деньгами, вещами, и все поверяли исцеленной. Из этих приношений Евфимия Бочкова устроила на икону серебряную ризу. По смерти исцеленной в 1810 г., икона сия перенесена была в церковь, с подобающею святыне честью, при многочисленном народе, в бытность священника Иакова Колокольникова. Сведения сии записаны со слов невестки исцеленной, вдовы Елизаветы Петровой Бочковой, умершей в 50-х годах. Впоследствии ризу позолотили и самую икону вставили в особую дску, покрытою серебряною ризою с изображением св. Равноапостольных Константина и Елены, Верхнемулинского села прикащик, по случаю исцеления жены его от неизлечимой болезни, полученного от сей иконы. Многие и из дальних мест приходят и приезжают сюда на поклонение сей иконе.

         Крестных ходов, кроме обыкновенных, в Пыскоре два: первый в неделю св. отец, второй 24 июня, в день Рожества Иоанна Предтечи. Крестный ход в неделю св. отец б. на рч. Нечаиху к часовне, в 6 верст. от села, и наз. "ходом ко кресту", который поставлен тут крестьянином деревни Лубяны - Иваном Падериным, по случаю исцеления жены сына его - Мавры Ивановой. Крестный ход в 24 июня совершается вокруг всего селения. Начало сего крестного хода относится к основанию самого села, а первый крестный ход установлен во второй половине XVIII ст. Во времена Иуста везли в Лысвинский монастырь колокол Бурло (висящий теперь на колокольне Пермского кафедрального собора). Здесь колокол почему то остановлялся и сюда выходили для встречи его со святыми иконами. Место это, где теперь крест и часовня, называется и до ныне "около Бурлова становья". Пермск. еп. вед. 1875 г. № 45.

 


        В приходской Пыскорской церкви до ХIХ века сохранилось много старинных икон и разной утвари церковной, но предметов особенной древности среди них было немного. Кроме иконы св. Григория Богослова, вероятно, храмовой в первой по древности слободской церкви, к ним можно отнести царские врата из дерева, «тяжелой работы, на красках». Другие царские врата, а с ними, вероятно, и много других древностей, перешли в руки старообрядцев. В архиве церкви хранились два указа из Соликамского духовного правления, 1811 года, которыми разрешалось продавать разные церковные вещи, интересововшие старообрядцев. В указе [11] читаем: «Дворянина Якима Семеновича Лазарева Новоусольских соляных заводов прикащик Фома Поднебесных просил: Пыскорского завода при церкви имеется весьма ветхое евангелие, напечатанное при великом государе царе Алексие Михайловиче и патриархе Иосифе; сверх того, уповательно, что для священнодействия и прочих треб исполнения есть при оной церкви еще и другие евангелия и недостатку в них не имеется, а как он, Поднебесных, будучи в старообрядцах, просил сие правление сделать определение кому следует предписать означенной Пыскорской церкви евангелие за цену ему, Поднебесному, выдать, за которое он намерен самую настоящую цену заплатить  45 рублей. – Определено: благочинному с причтом и прихожанами освидетельствовать доброту евангелия, учинить надлежащую сделку с просителем и выдать ему оное евангелие». В ноябре 1811 года Пыскорские священники сообщали благочинному, что «при церкви их находятся неизвестно из каких церквей старинные, в малом виде представленные, царские врата, кои по ветхости и в описи церковной не значатся. Соблюдая пользу церкви, намерены они продать оные за означенную прихожанами 35-рублевую цену усольскому жителю, старообрядцу Фоме Поднебесному». Духовное Правление определило: «Продать не возбраняется» (указ № 113 по архиву Пермской Духовной консистории» [См: 11].

11)    К-н М. Из Пыскора. Письмо 3. // Извлечение из ПЕВ за 1868 г. - C. 30.

 

Преображенская каменная церковь была заложена в 1782 г. по благословенной грамоте епископа Вятского и Великопермского Лаврентия от 12 ноября, имела придел во имя святителя Николая Мирликийского, устроена была иждивением прихожан. Когда освящен был теплый придел св. Николая, неизвестно, но, вероятно, раньше Преображенского, который, по словам очевидца, дьячка Пыскорской церкви Василия Лапина, освящен 1807 г. ноября 25 дня присутствующим Соликамского духовного правления священником Максимом Квашниным. Третий престол в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы устроен в более позднее время, а Николаевский придел переименован в Введенский в 1820 г., когда нужно было заменить ветхий антиминс. Это было записано в середине ХIХ века со слов служившего здесь священника – старца Стефана Наумова.
        Особенно замечателен в этой церкви был иконостас в холодном Преображенском храме. Возраст резьбы как на нем, так и на царских вратах знатоки в ХIХ веке оценивали более чем в  200 лет; его перенесли сюда из древней церкви девичьего монастыря. В середине ХIХ века этот иконостас был поновлен с сохранением резьбы. И во всей красе древности существовали еще в то время драгоценные царские врата, находившиеся на алтарной стене холодного храма. Это был остаток первых церквей Пыскорского монастыря. Царские врата заключались в раме, которая в длину была 3 аршина с четвертью, в ширину 7 четвертей, створки в длину 2 аршина с четвертью, в ширину каждая по 3 четверти. Иконы на правой створке: Божией Матери с нисходящим на Нее Духом Святым, евангелисты Матфий и Лука с обыкновенными символами; на левой: Архангел Гавриил с двуперстным сложением креста, евангелисты Иоанн и Марк с Прохором и львом и тельцом. На правой раме - изображения Иисуса Христа, Василия Великого, Иоанна Златоустого и архидиакона Стефана; на левой – Божией Матери, Григория Богослова и диакона Аммуна. Замечательна еще по своей древности была деревянная дарохранительница – тоже остаток Пыскорского монастыря -  четырехугольная о двух ставах, из которых нижний в длину 5 верш., в ширину 4 верш., в глубину 2 верш., верхний, дно которого служило крышкой нижнему, в длину 2, ширину 1 ½ и в глубину 2 вершка. Верхний став или ящик закрывался отдельной крышкой с восьмигранной маковкой, украшавшейся когда-то крестом. На внешних сторонах обоих ставов живописные изображения; на нижнем: с подписью «воздух» изображен женоподобный человек, держащий в правой руке что-то вроде большой ящерицы, а под левой имеющий парящего орла, - вся картина окружена огнеобразными облаками; с надписью «огнь» изображена обнаженная жена, восседающая на огненной колеснице, ведомой двумя огненными конями, в левой руке жена держит лебедя; с надписью «вода» изображен юноша, проливающий из сосуда воду, в которой плавают два кита с огненными хвостами; с надписью «земля» изображен юноша, высыпающий из рога изобилия цветы, около него лев, телец и конь. На верхнем ставе изображены на четырех сторонах символы четырех Евангелистов. На внутренней стороне крышки изображен Дух Святой в виде голубя, а на дне верхнего става, служащем крышкой нижнему ставу – ангел четырехкрытый, с надписью: «херувим», «серафим». Нужно заметить, что живопись всех этих картин, по описанию очевидцев, -  грубая, безыскусная подмалевка по старому письму, позднейшего времени.
        Из книг в середине ХIХ века целы были  два напрестольных евангелия. Одно – напечатанное 28 ноября  7159/1657 г. - остаток древнего монастыря Пыскорского. Другое – напечатанное в 1703 г., с надписью: «1709 году марта в 6 день Преображения Спасова Пыскорского монастыря архимандрит Евфимий Свирепов купил сие Св. Евангелие в царствующем граде Москве на печатном дворе, а по обещанию своему приложил сие Св. Евангелие в подгорный владычний девичь монастырь в церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ея Одигитрия в вечное поминовение по родителех своих, на свое келейные деньги. А буде кто сие Св. Евангелие истой  Владычной церкви возмет, или продаст, и за сие судит ему Бог», - дар одного из деятельнейших и попечительных настоятелей Пыскорского монастыря [См: 13, С. 160].
13)    Краснов Н. Пыскорский ставропигиальный монастырь. // ПЕВ. – 1915. -   № 6 неоф. - C. 157 - 164.
         Из икон особенно замечательны были две: святителя и чудотворца Николая и Матери Божией – Казанская. Первая известна под именем Ощепковской, вторая – Бочковской. Икона Св. Николая древнего письма и называлась Ощепковской потому, что принесена сюда из часовни Ощепковской, построенной архимандритом Евфимием Свиреповым в 1705 - 1706 годах. В ХIХ веке на месте этой часовни в деревне Ощепковой была возведена деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая, а часовня, с отнятием алтаря, была перенесена на другое место, вблизи церкви.
         В конце XIX - начале XX века в Пыскоре было два крестных хода, кроме общих уставных: первый в неделю св. отец, второй 24 июня, в день Рождества Иоанна Предтечи. Крестный ход в неделю св. отец - к часовне на речке Нечаихе, в 6 верстах от села; он назывался «ходом ко кресту», который поставлен был тут крестьянином деревни Лубяны Иваном Падериным, по случаю исцеления жены сына его Мавры Ивановой. Крестный ход 24 июня совершался вокруг всего селения. Начало этого крестного хода относится к основанию самого села, а первый крестный ход установлен во второй половине XVIII столетия. Во времена архимандрита Иуста везли в Лысвенский монастырь колокол «Бурло» (висевший впоследствии на колокольне Пермского кафедрального собора), здесь колокол почему-то остановился, и сюда выходили для встречи его со св. иконами. Место это, где были крест и часовня, называлось долгое время «около бурлова становья» [20].
20)    Словцов И. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда. // ПЕВ. – 1875. - № 45 неоф. -  C. 505 - 509.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика