Основание монастыря
Старейший монастырь Урала
Самостоятельность монастыря
Вотчина монастыря
Монастырь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Упадок и закрытие монастыря
Храмы монастыря
Строители и игумены монастыря
Основан в 1463 году.
"Лета 1463 г., Иона, епископ Пермский, крести Великую Пермь и князя их и церкви постави, игумены и попы".
Находился вне Чердынской крепости.
Являлся родовой усыпальницей Великопермских князей, которые жаловали монастырю земли для вотчины.
Начало Синодика монастыря:
"Богоспасаемого града Чердыни, обители Вознесения Господня, Иоанна Богослова общежития монастыря, монастырские быша начальники, лета 6985 (т.е. 1477) января в 6 число, - помяни Господи души преставльшихся: архимандрит Дионисий, игумены и строители; помяни Господи души Великопермских князей и княгинь: князя Михаила Пермскаго, убит от Вогуличей, князя Владимира Пермскаго, князя Иоанна Пермскаго, князя Ермолая Вямскаго, князя Василия Вымскаго, князя Федора Вымскаго, князя Иоанна Пермскаго, убит от Вогуличей, князя Дмитрия Пермскаго, князя Константина Пермскаго, князя Андрея Великопермскаго, князя Матвея Пермскаго, княгини Анны, княгини Ксении, княгини Анастасии Великопермския".
Один из иноков монастыря упоминается в числе 85 убиенных в 1547 г. под Кондратьевой слободой от вогульско-татарского нашествия.
В 1580 году отдельной грамотой Царя Иоанна Грозного получил самостоятельность в делах управления, что подтверждалось всеми царями до 1623 года.
"От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси, в Пермь Великую, в Чердынь, старостам и целовальником и всем Чердынцом, лутчим и середним и молодчим людем. Били нам челом, из Чердыни, Богословскаго монастыря строитель Варлам с братьею, а сказали, что наше богомолье, в Перми, Богословской монастырь общей один, как Пермичи крещенье приняли; и в прошлом в семдесят в седмом году писцы наши, Иван Яхонтов с товарищи, как писали Пермь Великую, к Богословскому монастырю написали: пашни у монастыря и с отхожею пашнею, что в деревне Глебове да в Тушине, десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена на реке на Колве и на Вишере двесте копен; у монастыря ж на речке на Пудовке мелница немецкое колесо; монастырская ловля в озере в Юмысте, да в озере в Мурте, да в Курке глубокой, да в реке в Козыре в болшой, да в речке в Козыре в малой, да в речке Чудовке от мельницы вниз речкою Чудовкою до речки до Колвы; да за Богословским же монастырем княжь Матвеевских Великопермьскаго пустых земель, и лесу, и лугов в Чердынском уезде, по копец Покчинского поля перелогу пять четвертей да лесу пашенного пять десятин, да на Люшдоре пять четей да лесу болшого пашенного три десятины, да за Вотцким погостом на Зяйбе перелогу шесть четей, да на Шантуре лесу пашеннаго пять десятин, да в Покчинском в середнем поле лесу пашеннаго болшого двадцать четыре десятины да пашни шесть четей, да на реке на Вишере луг Данилов, сена на нем ставитца триста копен, и всего за Богословским монастырем, по писцовым книгам, пашни и перелогу тридцать две четверги, да лесу нашеннаго тридцать семь десятин, да сена пять сот копен; и стоителю деи и старцом, и их крестьяном, Пермьские наместники, и их тиуны, и доводчики, чинят продажи и убытки великие, и нам бы их пожаловати, Пермьским наместником, и их тиуном, судити их не велети. И мы Богословскаго монастыря строителя Варлама с братьею пожаловали, Пермьским наместником, и их тиуном, судити их не велели, и доводчиком и праветчиком у них кормов и подвод не имати и не въезжати к ним ни по что, оприч душегубства и татбы с поличным. - И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Богословскаго монастыря строителя Варлама с братьею, и их крестьян, от Пермьских наместников и от их тиунов и доводчиков берегли во всем, чтоб им и их крестьяном обид и насильств не чинили, и не судили б их ни в чем, опричь душегубства и татбы с поличным, да и сами б есте им обид и насильств никаких не чинили, и в монастырския земли и в угодья не вступалися, чтоб Богословской монастырь не запустел и наше богомолье не оскудело. А прочитай б есте сю нашу грамоту, отдавали им назад, и они ее держат у собя для иных наших наместников и приказных людей". Писан на Москве, лета 7088 августа в 10 день.
Подлинник принадлежит колежскому ассесору Коновалову, в Чердыни Писан столбцем, на четырех вместе с клееных листках. Ветх. На обороте вверху: Царь и великий князь... По склепкам скрепа: Диак Ондрей Щелкалов.
На обороте грамоты следующие подтверждения:
"Лета 7094 (1586) сентября... , государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее жаловалные отца грамоты у Богословскаго... Антония с братьею слушал, а выслушав... подписати на свое царево и великого князя имя, и сее грамоты у Богословскаго... игумена Антония с братьею - или кто по нем иной игумен... не велел, а велел у них ходити о всем по сей жаловалной грамоте. - Диак Ондрей Щелкалов".
"Лета 7108 (1600) февраля в 26 день, государь царь и великий киязь Борис Федоривич, всеа Русии самодержец, сее грамоты слушал, а выслушав, Богословскаго монастыря, что в Перми, игумена Ондреяна с братьею, или кто по нем в том монастыре иный игумен или строитель будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое государево царево и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии имя, и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем, и велел у них государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии ходити о всем по тому, как в сей грамоте написано. - "Подписал государев церев и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии дияк Иван Вархомеев".
"Лета 7116 (1608) сентября в 1 день, государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав, Богословскаго монастыря, что в Перми, черного попа Иева с братьею, или вперед в том монастыре, кто игумен или строитель с братьею будет, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое государево царево и великого князя Василия Ивановича всеа Русии имя, и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. - "Дияк Ондрей Иванов".
"Лета 7123 (1615) Ноября в 24 день, государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав, Богословскаго монастыря, что в Перми, черного попа Онтонья с братьею, или вперед в том монастыре кто игумен или строитель и братья будут, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое царское имя, и рудити ее не велел никому ни в чем: а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте написано. - "Дьяк Ондрей Иванов".
"Лета 7152 (1623) майя в 10 день, мы великий государь царь и великий каязь Михайло Федоровичь всея Русии, и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московской и всеа Русии. сее грамоты слушав указали, переписати вновь на наше государское имя, по новому уложенью, а сю грамоту указали, подписав, отдати из Перми Великие Вознесенскаго и Богословскаго монастыря строителю старцу Трифону с братьею, а о всем указали ходити по тому как в нашей государевой в новой жалованной грамоте нынешнего 132 году написано. - «Дияк Прокофей Пахирев".
В 1623 году в монастыре было 14 келий, в которых жили 19 "старцов рядовых", келарь, казначей, чёрный священник. Было ещё 4 пустых кельи, двор служек и конюшенный двор.
Земля при монастыре: в городских полях 3 поля по 4 четверти в каждом.
Сено за р. Колвою по речке Чудовке - 250 копен.
Колёсная мельница на речке Чудовке.
Монастырь имел вотчину из 6 деревень: Княжая, Глебова, Сюрьева, Блинова, Тушина и Исаковская.
Один пустой двор монастыря в погосте Кольчуг.
Всего к монастырю было приписано земли 120 четвертей в поле, перелога 15 четвертей и 1/8; сено 800 копен.
В 1632 году приписан к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре вместе со всеми своими вотчинами.
"От Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии, Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь, богомолцу нашему архимариту Деонисию да келарю старцу Александру с братьею. В нынешнем во 140 году били нам челом и отцу нашему Великому Государю святейшему Филарету Никитичу, Патриарху Московскому и всеа Русии, из Перми Великой, из Чердыни Богословского монастыря старец Семион да старец Иев и вся братья, и вкладчики, и служки, и служебники, и подали челобитную за руками, а сказали: был де у них в Богословском монастыре преже сего в строителех старец Трифон, и тот де строитель старец Трифон, будучи в Богословском монастыре, многия монастырьския вотчинныя земли и сенные покосы воровством роспродал, а иные в заклад заложил, и монастырь опустошил; а после де того строителя старца Трифона, по нашему указу, по челобитью их, был в Богословском монастыре в строителех старец Герасим, и тот де строитель старец Герасим, по нашему указу, из Богословского монастыря переведен на Вятку в Успенской монастырь в архимариты, а в Богословском де монастыре после его строителя старца Герасима иного строителя и черного священника никого не осталось, и посяместа в Богословском монастыре строителя и черного священника нет и церковь стоит без пенья, а братья и мирские люди помирают без покаяния, а монастырьскими досталными вотчинами и вотчинными землями позавладели насилством сторонние люди, и крестьяне от обид от сторонних людей все розбрелись розно, и монастырь стал пуст; а оберегати того Богословского монастыря ныне не кому: и нам бы и отцу нашему Великому Государю святейшему Филарету Никитичу, Патриарху Московскому и всея Русии, Богословского монастыря старцов, старца Семиона и старца Иева и всю братью, и вкладчиков, и служек, пожаловати, велети б Богословской монастырь и монастырския вотчины во всем ведати и от сторонних людей ото всяких обид оберегати вам Троицы Сергиева монастыря архимариту Деонисью да келарю старцу Александру с братьею, потому что у вас у Соли у Камския Троицы Сергиева монастыря соляной промысл и старцы у того соляного промыслу живут безпрестанно.
26 февраля/08 марта 1764 года по Высочайшему указу все вотчины монастыря, угодья и крестьяне были отобраны в казну.
Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь был переведён за штат и оставлен на собственном содержании, после чего пришёл в упадок.
Упразднён в 1784 году.
Вотчины монастыря отошли к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, монахи переведены в Вятский Успенский Трифонов монастырь.
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
1580 год | строитель Варлаам | |
1585 год | чёрный поп Антоний | в 1596 году - игумен |
1600 год | игумен Адриан | |
1607 год | чёрный поп Иов | |
1614 год | чёрный поп Антоний | |
1624-1630 | строитель Трифон | |
1630-1631 | строитель Герасим | |
1637 год | строитель Варсонофий Горяинов | |
1663 год | строитель Никифор | |
1680 год | игумен Евфимий | |
1700 год | архимандрит Дионисий | |
1705 год | Симеон | |
1737 год | игумен Никита (Углицкий) | |
1745-1747 годы | архимандрит Иосиф | |
1751 год | Иов |
(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Дмитриев А. Пермская старина; Кривощёков И .Я. Географическо-статистический словарь Чердынского уезда; zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям