Дата рождения: 22 декабря 1876 года/03 января 1877 года.
Место рождения: г. Покров, Владимирская губерния.
Дата смерти: 06/19 ноября 1937 года.
Место смерти: г. Москва.
Хиротония: иерейская - 03/15 августа 1898 года,
архиерейская - 12/25 мая 1924 года.
Постриг: 09/22 мая 1924 года.
Епископ Бугульминский, викарий Самарский (1924-1926),
Епископ Орехово-Зуевский, викарий Московский (1926-1927).
Кандидат богословия.
Священномученик. Память 06 ноября, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Федор Петрович Делекторский.
Родился 22 декабря 1876 года/03 января 1877 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника.
В 1897 году окончил Владимирскую Духовную Семинарию.
По окончании Семинарии был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.
В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова.
03/15 августа 1898 года посвящён в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.
С 1901 по 1907 год состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском Духовном училище.
С 1903 по 1907 год состоял законоучителем церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковно-приходской школы города Переславля.
В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить, но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье.
22 августа/04 сентября 1909 года был уволен по прошению за штат.
31 августа/13 сентября 1909 года стал вольнослушателем Московской Духовной Академии.
16/29 октября 1910 года был утвержден в звании студента.
В 1915 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.
С 01/14 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года/09 января 1917 года состоял помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной Академии.
17/30 июля 1916 года был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени.
27 декабря 1916 года/09 января 1917 года по приглашению Епископа Пермского и Кунгурского АНДРОНИКА (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище.
В 1919 году возведен в сан протоиерея.
В 1919 году от ВВЦУ Сибири награждён золотым наперсным крестом.
При отступлении Белой армии остался в Перми.
В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил Епископу Пермскому и Кунгурскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение:
«Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».
В 1922 году вернулся из Перми на родину и был назначен настоятелем Христо-Рождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.
09/22 мая 1924 года в храме Валаамского подворья в Москве Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита.
12/25 мая 1924 года архимандрит Никита был посвящён в сан Епископа Бугульминского, викария Самарского.
Владыка Никита четырежды подвергался арестам.
Впервые он был арестован в 1924 году, затем в 1925, 1930 и 1937 годах.
Обвинения были различные: в связях с «белочехами», в совершении богослужения без патента, в поминовении Патриарха Тихона.
По прибытии Епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны.
Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, Епископ был освобожден.
В 1925 году власти снова арестовали Епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, он был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе Владыка был освобожден.
В 1926 году был назначен Епископом Орехово-Зуевским, викарием Московским, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей.
В 1927 году Епископ Никита, очевидно, за несогласие с позицией Митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации», в возрасте 51 года был уволен на покой.
Есть данные о том, что 03/16 сентября 1927 года он был назначен Епископом Нижнетагильским, викарием Свердловским, но в Нижний Тагил не поехал, за что был уволен на покой.
31 октября/13 ноября 1928 года было заслушано его объяснение и постановлено иметь его в виду при помещении пустующих архиерейских кафедр.
Однако, нового назначения не последовало.
С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины.
Жить он остался в Орехово-Зуеве.
Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства.
Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников.
Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.
В 1934 году Владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода.
Милиционеры знали, что это ушедший за штат Епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту.
Тайно служил в храмах Орехово-Зуева, с 1935 года находится в розыске.
Существовал Владыка тем, что собирал и сдавал утильсырьё.
Духовные дети помогали Владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья.
Он стал нищим, который благотворил нуждающимся.
Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали Епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям.
Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей:
«Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в Орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о Владыке Никите.
30 сентября/13 октября, когда Епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его в четвёртый раз.
На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами. Дело в том, что последних два года Владыка жил под вымышленной фамилией Макаров.Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами Владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя, так как в тех документах указывалось, что он Епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество Епископа Никиты.
Владыку препроводили в Москву в Таганскую тюрьму. Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуева, а другой из Загорска. Они характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.
— Вы имеете определенное место жительства и место службы? — спросил следователь.
— Определенного места жительства и места службы я не имею, — ответил Епископ.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
Убедившись, что перед ним Епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан Владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
06/19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает Епископа с 1936 года, что он имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы Владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря - это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что Епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
04/17 ноября тройка НКВД приговорила Владыку Никиту к расстрелу.
Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора,
06/19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Власти считали Епископа Никиту настолько опасным, что ещё до его ареста арестовали и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с Владыкой.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь, гл. 4
Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.
Кондак, гл. 3
На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям