Каменный.
Здание прямоугольной постройки на подклете, бесстолпное, с одной главой, полукруглой алтарной апсидой и колокольней над папертью.
Украшен декором в духе московского зодчества с применением изразцов.
Построен в 1688 году.
Сооружён в бывшем жилом доме солепромышленников Григория, Василия и Никиты Федоровичей Шустовых, выдворенных Строгановыми.
Освящён в 1688 году.
Надпись, сделанная вязью, на каменной плите внутри зимнего храма:
"Лета 7196 построена и освящена сия святая церковь, во имя Св. живоначальныя и нераздельныя Троицы, в дни при благочестивейших Великих Государех Царех и Великих Князей Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и всея Великия Малыя и Белыя России Самодержцах, при святейших Кире, Иоакиме патриархе Московском и всея России, при преосвященном Ионе, Вятском и Велико-Пермском, в Усольском уезде, меж Ленвы реки и меж Чашкина истока, у соленаго варничнаго промыслу, у гостей Василия, Григория и Никиты, Федоровых детей, Шустовых по обещанию, а соляной промысл заводил дворовый их человек, польской породы, Михайло Карпов, он же и Федоров; а тот соляной варничный промысл завелся в 7182 году, или от Рождества Христова 1674 года".
Престолы: главный Святой Живоначальной Троицы, зимний в южном приделе - Воздвижения Креста Господня, летний в северном приделе - трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Придел Воздвижения Креста Господня устроен иждивением Савватия Некипелова с детьми его, и освящён по благословению Преосвященного ЛАВРЕНТИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, протоиереем Соликамского Свято-Троицкого собора Симеоном Черкасовым 29 января/09 февраля 1786 года.
Придел трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, по возобновлении в нём иконостаса, освящён по благословению Высокопреосвященного НЕОФИТА, Архиепископа Пермского и Верхотурского, настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря архимандритом Алексием 08/20 декабря 1851 года.
В храме хранилась древняя и особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы "Троеручица", написанная в византийском стиле на деревянной доске, длиной 3 четверти два вершка, шириной 2 четверти 3 вершка. По преданию, икона была найдена в доме Шустовых, при ней в лампаде горело масло без всякой посторонней поддержки в течение двух недель и не выгорало. В честь иконы был установлен праздник 12 июля и крестный ход вокруг села.
В храме находились древние книги: Евангелие, на простой бумаге в поллист, изданное 1677 года при Царе Феодоре Алексиевиче и Патриархе Иоакиме; Евангелие, на александрийской бумаге, в лист, по краям каждого листа и каждого зачала разрисованное, изданное в 1681 году; два Апостола, изданные в 1684 году.
В приходе были установлены следующие благочестивые уставновления: пожилые и престарелые прихожанки постились каждый понедельник, кроме св. Пасхи и Рождества Христова. Многие прихожане соблюдали целую неделю пост перед праздниками Воздвижения Креста Господня, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, девятым пятком Пятидесятницы и в самый пяток, в этот день совершалось путешествие до города Соликамска и далее для встречи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" из села Городища и иконы Николая Чудотворца из Ныроба. Совершали путешествие в город Верхотурье для поклонения мощам св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, в сёла Ныроб, Орел, Веретию, Зырянку и другие к тем дням, когда бывали там крестные ходы. Многие постились также 28 октября, день св. мученицы Параскевы-Пятницы.
Крестные ходы бывали 15 августа и 04 декабря, в день великомученицы Варвары, к часовне на самом краю села, "на березовой гриве". Также совершался крестый ход по случаю приноса в село чудотворных из Городища и Ныроба.
Сгорел придел Воздвижения Креста Господня во время пожара 10/22 августа 1877 года (не возоновлялся).
Устроена вокруг храма высокая каменная ограда в 1902-1904 годах, на которую поставлена железная решётка в 1907 году.
В 1903 году открыто церковно-прихожское попечительство.
Приписные часовни - 3: каменная иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица", каменная Успения Пресвятой Богородицы, деревянная Апостолов Петра и Павла.
В приходе храма состояли дворовые люди, промысловые работники и крестьяне села Лёнва.
Метрические книги и исповедные ведомости велись с 1776 года, копии метрических книг хранились в церковном архиве на 1914 год за 1832-1853, 1857-1864, 1865-1914 годы, которые в 1918 году были отобраны исполкомом, в 1922 году хранились за 1919-1922 годы; исповедные ведомости хранились в церковном архиве на 1914 год за 1776-1778, 1780-1786, 1788-1867, 1870-1876, 1880-1914 годы, которые были отобраны исполкомом в 1918 году, в 1922 году хранились за 1919-1922 годы.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Лёнва.
Закрыт в 1930-х годах.
С 1932 года село Лёнва вошло в черту города Березники.
Вновь открыт в мае 1943 года.
Действовал с 15/28 октября 1943 года.
Договор заключен 02/15 января 1947 года.
В связи с со строительством второй очереди Камской ГЭС и созданием водохранилища по постановлению Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 16/29 ноября 1954 года приходской общине взамен здания храма Святой Живоначальной Троицы в селе Лёнва было разрешено передать здание храма иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" в городе Усолье, но под предлогом социалистического строительства в городе Березники этого не произошло.
Село Лёнва выселено в 1955 году при создании Камского водохранилища, его территория подтоплена.
В 1957 году территория вокруг храма, церковная ограда, подвальные помещения были затоплены водой.
Запрещены богослужения по решению Березниковского горисполкома от 15/28 ноября 1962 года, в связи с аварийным состоянием здания и угрозой обвала.
Приходская община снята с регистрации по решению Пермского облисполкома от 14/27 сентября 1963 года, прихожанам было предложено объединиться с приходской общиной храма Похвалы Пресвятой Богородицы посёлка Орёл.
Группы верующих в 1960-1980-х годах неоднократно обращались с просьбами о разрешении открыть церковь в городе Березники, но в Березниковском горисполкоме и Пермском облисполкоме в просьбах постоянно отказывали и рекомендовали удовлетворять религиозные потребности в храмах посёлка Орёл, сёлах Романово и Городище.
1980 год.
Ноябрь 1986 года.
В настоящее время здание находится в аварийном состоянии, колокольня рухнула.
2010 год. Фотография Чепкасова В. А.
Современный адрес: Пермский край, Усольский район, урочище Лёнва (окраина города Березники, у моста через реку Каму).
Священники
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
поп Ксенефонт Попов | ||
с 1698 года, упом. в 1711 году | поп Елисей Иванов | |
с 1706 года, упом. в 1711 году | поп Степан Евтифеев |
Диаконы
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
с 1697 года, упом. в 1711 году | диакон Дмитрей Васильев |
Дьячки
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
с 1698 года, упом. в 1711 году | дьячок Василей Козьмин Варонин |
Пономари
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
с 1691 года, упом. в 1711 году | пономарь Иван Ксенефонтов Попов | сын попа Ксенефонта Попова |
с 1707 года, упом. в 1711 году | пономарь Владимир Тарасов Черкалов |
Сторожи
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
с 1703 года, упом. в 1711 году | сторож Федор Нефедов Глаткой |
Просвирни
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
с 1707 года, упом. в 1711 году | просвирня Ульяна Обрамова Сорокина |
(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; "Опыт описания некоторых церквей Соликамскго уезда" (Пермские епархиальные ведомости); Переписная книга 1711 года Соликамского уезда вотчин именитого человека Г. Д. Строганова и монастырских вотчин переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2175. Л. 491-492 об., 514 об.; фонды ГАПК).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям