Собор Преображения Господня Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря (каменный) (1-й) (1646-1756)

 

Каменный.
Построен в 1646-1688 годах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа взамен сгоревшего деревянного собора.
Собор Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Патриаршая грамота о постройке каменного храма от 19/29 сентября 1646 года:

 

"Божиею милостию се яс смиренный великий господин Святейший Иосиф патриарх Московский всея Руссии. Бил нам челом с Камы реки, что ниже Великой Перми Преображенская Господня Пыскорова монастыря архимандрит Ермоген з братиею, а сказал: в прошлом-де в 153 году в 22 д. у них в монастыре соборный храм во имя боголепное Преображенья Господне да два придела во имя святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова да преподобнаго отца Оникея великаго от молнии сгорели, ныне де они обещалися в том Преображенском  монастыре воздвигнути каменной новой храм во имя Преображенья ж Господне да два придела Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова да преподобнаго отца Оникея великаго колокольницу. И нам бы их пожаловати велети бы им дать нашу благословенную грамоту - по чем им тот каменный храм и приделы и колокольницу устроить. И аз смиренный великий господин Святейший Иосиф патриарх Московский и всея Руссии ево архимандрита Гермогена з братиею пожаловал благословил велел им под тот новой каменной храм и под придел и ров копати и бут бутити и известь и камень и песок готовити, и в том запасе будет нашей патриаршей области ниже Великой Перми, что на Каме реки в Преображенском в Пыскорском монастыре на старом престольном месте воздвигнута новой каменной храм во имя боголенное Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да два приделы святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова да преподобнаго отца Оникея великому и колокольницу. А как тот каменной храм и приделы совершатся и на тот новой каменный храм и на приделы велел им и антиминс дати и освятити тот храм и приделы спорозну, по правилам Св. Апостол и Св. Отец, а царские двери тех престолов были бы не на одном брусу. Писан на Москве; лета 7154 сентября в 19 день".

 

Престолы: главный Преображения Господня, Апостола Иоанна Богослова и преподобного Иоанникия Великого.

Имел колокольню.
Освящён 17/27 августа 1688 года архимандритом Изосимом.
Разобран в 1756 году при перенесении Пыскорского монастыря на Лысьву.

 

Священно-церковно-служители:

Священники:

Период Имя Примечание
XVII век поп Ларион Фотеев  
С 1691 года, упом. в 1711 году поп Иван Ларионов Фотеев  


Диаконы:

Период Имя Примечание
  диакон Григорий Колокольников  
с 1707 года, упом. в 1711 году диакон Иван Петров Подосенов  
с 1709 года, упом. в 1711 году диакон Пётр Васильев Скатов  
с 1709 года, упом. в 1711 году диакон Филип Григорьев Колокольников  

 

Церковнослужители:

Период Имя Примечание
с 1708 года, упом. в 1711 году Алексей Васильев Конюхов  
с 1708 года, упом. в 1711 году Савелей Павлов Бужаниев  
с 1709 года, упом. в 1711 году Стефан Стефанов Фотеев  
с 1710 года, упом. в 1711 году Семён Стефанов Брагин  

 

26 апреля/09 мая 1915 года жителями села Пыскора был обнаружен подземный ход на территории бывшего монастыря.
"26 апреля 1915 г. мальчики, играя на горе, заметили на её южном склоне, обращенном к селению, ямку - провал, образовавшуюся вследствие стока дождевой воды и после прохода по этому месту коровы. Мальчики стали разрывать ямку. Провал постепенно увеличивался, и, наконец, толкнутая в ямку палка свободно ушла в землю. Это заинтересовало детей. Они сообщили старшим. Те принесли саженный шест, который весь ушёл в ямку. Тогда связали два шеста, и эти шесты свободно ушли в образовавшееся отверстие. После этого решили раскопать провал. При работе постепенно определился вход в подземелье, куда тотчас же забрались смельчаки в надежде найти клад и поживиться им.
Не обошлось дело и без иного отношения к подземелью, вполне естественного, если известно, как среди пыскорцев крепко предание  о монастыре: некоторые из присутствовавших при расчистке ямы надеялись найти в горе св. мощи, и какая-то благочестивая старушка принесла икону и восковую свечку, поставила икону при входе и зажгла свечку.
Смельчаки пробрались до конца коридора и в одном месте, особенно тесном, где можно было пробираться ползком, и то с трудом, они разбросали землю, расчистив, таким образом, проход. Однако, клада не нашли. Проведавшая о ходе полиция закрыла в него доступ досками и завалила землей".

 

Об открытии подземного хода в селе Пыскоре был уведомлен Пермский научно-промышленный музей. Совет музея постановил произвести обследование подземного хода.
Пермская Учёная Архивная Комиссия и Церковно-археологическое общество пришли к соглашению относительно необходимости разработки, обследования подземного хода и одновременно - раскопок на месте развалин монастыря.
16/29 мая 1915 года из Императорской Археологической Комиссии было дано разрешение.
В Пыскоре провели археологические раскопки, первичное исследование обнаруженного подземного хода и нагорной территории монастыря.
"Результаты раскопок. Находок материальных раскопки дали мало… так как найденные нами вещи носят случайный характер, не представляют цельных предметов… О подземном ходе. Ход обследован на 30 сажен; в конце выяснилось разветвление его на три хода: прямо, вверх и вниз. Расследование нижнего коридора обнаружило расширение его. Попавшиеся куски угля и кирпича в этом коридоре дают право предполагать, что он забит, и забит искусственно. Забивка эта идет на протяжении нескольких сажен…». И вот результат: «Мы в конце концов все же стоим перед нерешенной проблемой – какого происхождения Пыскорский подземный ход и для чего он предназначался… решить эту проблему более или менее достоверно и удовлетворительно пока не представляется возможным… только дальнейшие археологические работы подвинут вперед решение этой задачи. С другой стороны и исторические изыскания или какие-нибудь открытия историографического свойства могут иметь тут немалое значение… весьма возможно, что происхождение подземного хода если не связано с монастырем, то имеет прямое отношение к первым насельникам монашеского направления в этой местности…  для подтверждения своего предположения о принадлежности хода монастырю, или, может быть, только об использовании монастырем ранее существовавшего хода (тайника), сошлюсь еще на одно замечательное явление – запах ладана в коридоре… запах был сильный и шел, по-видимому, из забитого места".
Раскопки на горе – на территории, где находился Пыскорский монастырь, участники экспедиции описали так: "Перед работой у нас была задача - определить местонахождение собора. Раскопки, действительно, помогли решить эту задачу… Размеры открытых развалин представляются в следующем виде: от восточной стены коробки до западной сажен 7; от северной до южной сажен 6. Каменный квадрат (подпрестолие?) имеет во все стороны по 2 арш. 12 вершк. И находится от восточной стены коробки на расстоянии почти 3 сажен. Далее полукруглая стена отстоит от квадрата сажени на 3. За этой стеной другая, и тоже как будто полукруглая, на расстоянии примерно сажен 5 от квадрата. Стены коробки обложены изнутри кирпичем.
Что же это было за здание? Несомненно, монастырский собор, занимавший наиболее видное место на Пыскорской горе. Этот собор был построен вместо сгоревшего деревянного. Постройка продолжалась не один десяток лет. По продолжительности постройки можно думать, что постройка была, действительно, капитальная (монастырь был очень богатый, так что нельзя считать причиной длительной постройки недостаток материальных средств)… Собор был действительно основательной постройки; весьма возможно, двухэтажный и с подвальным помещением. Последнее несомненно. Открытые раскопками остатки фундамента доказывают это. Все четыре стены фундамента… очень тщательно, даже изящно обложены изнутри кирпичем. Пол в этом подвальном помещении, по всей вероятности, сохранился на всем пространстве…, так как во всех раскопанных пунктах щуп доходил до дерева почти на одной и той же глубине. Пол в помещении основательный. Добытая плаха имеет около 5 саж. длины, 10 ½  верш. ширины, и 2 верш. толщины. Сохранилась хорошо, как и прочие (хорошая сохранность объясняется присутствием известки, которая, соединившись с водой, дала дереву возможность прекрасно сохраниться. Некоторые куски дерева поражают своей свежестью)… Открытый… каменный квадрат является центром восточной половины соборных развалин и… служит престолом. Восточная полукруглая стена (если дальнейшими раскопками подтвердится ее полукруглая форма) является, вероятно, … апсидой…
При всей солидности постройка была, несомненно, и красивая, и стильная. Найденные куски карнизов указывают на то, что собор снаружи был украшен колонками, карнизами, фигурными наугольниками. Окна были стильные, русские с многогранниками и колонками. Вместо стекол была прозрачная хорошая слюда. Печи были покрыты расписными изразцами…"

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538; Переписная книга 1711 года Соликамского уезда вотчин именитого человека Г. Д. Строганова и монастырских вотчин переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2175. Л. 558-562; Богословский П. С. Подземный ход и археологические раскопки в Пыскоре, Соликамского уезда. // ПЕВ. 1915. № 31 (отд. неофиц.). C. 974-982; № 34 (отд. неофиц.). C. 1034-1041; № 35 (отд. неофиц.). C. 1064-1070; № 36 (отд. неофиц.). С. 1080-1091).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика