Соликамский Вознесенский мужской монастырь (1589-1775)

 

Основание монастыря

Вотчина монастыря

Строители, игумены, келари и казначеи монастыря

Храмы монастыря

 

Основание монастыря

Основан около 1589-1591 годов вкладчиками, которыми были усольские посадские люди Василий Анофриев и Прокопий Моисев и уездные крестьяне.
Находился возле города Соликамска с западной стороны, на речке Усолке, на возвышенном левом берегу реки.
В 1608 году, вероятно, был перестроен.

 

Вотчина монастыря

Первое время хозяйством монастыря ведали сами вкладчики, которых в 1614 году было трое.
В 1614 году вкладчики сложили с себя управлением монастырём в руки келаря и казначея.
В 1623 году монастырь был уже довольно благоустроен и имел свои вотчины в Усольском уезде.
Имел 10 братских келий, а в них 35 старцев.
Кругом монастыря была деревянная ограда, а в ней "святыя ворота", на которых был Деисус надвратный и храм Михаила Малеина.
За монастырём стоял конюшенный двор, где жили монастырские служебники.
3 пустых монастырских двора в Соликамске на посаде.
Вотчина монастыря складывалась из вкладов и при покупке.
По благочестивому обычаю того времени, ради вечного поминовения усопших предков, вкладчики "прикладывали" к монастырю пашни, покосы или пожни, или сообща покупали для монастыря недвижимое имущество.
3 починка: починок, что была деревня Брысина на речке Чёрной, починок Пешков и починок, что была деревня Уткина.
2 амбара в Соликамске для складки товаров с платой от купцов.
5 торговых лавок в Соликамске с платой от купцов.
2 двора в деревне Чашкиной и там же, на речке, мельница-мутовка.
Мельница-мутовка под починком Зыряновым.
2 соляные варницы в Соликамске, из которыз 1 действующая, за неё монастырь платил в Государеву казну оброк в 3 рубля.
Всего 5 дворов и в них 4 человека исполовников, пашни худой земли 29 четвертей с 1/8, перелогу 30 четвертей в поле и 60 под паром, лес 10 десятин, сено 550 копен.
Вотчина составляла безоброчную собственность монастыря.
Монастырь пользовался "присадною пожнею" на реке Каме на устье речки Боровой, за что платил оброк в 2 рубля, 4 алтына, 4 деньги, пошлину с оброка 3 алтына и 4 деньги.

 

09/19 сентября 1628 года была дана Царская грамота вместо "Тарханной", которой определялись многие монастырские льготы.

"Сентября в 9-й день, Божиею милостию, Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России Самодержец, пожаловали семя, Перми Великия, новаго Вознесенского монастыря и преподобнаго отца нашего Михаила Малеина, что у Соликамской за посадом Максима с братьею, да Архистратига Михаила девича монастыря, что внутри города Соликамска, игумению Ираиду с сестрами или кто по них в Вознесенском монастыре, игумен или строитель, а в Архангельском монастыре иная игумения и сестры будут. В прошлом 133 [1625], году по нашему указу, взята от Соликамские из тех монастырей Наша жалованная тарханная грамота, за приписью дьяка Нашего Прокопьи Пахарива, для того, что в той нашей жалованной грамоте написано было: велено им ходити дощенником и возити в том дощеннкке соль монастырскую и продавать ту соль безпошлинно и по нашему указу, того Вознесенского монастыря, соли продавать безпошлинно не велено; да в той же жалованной грамоте написано, по памяти из Новгородской чт. (чети), за приписыо дьяка нашего Андрея Шипова, к тому Вознесенскому монастырю, Соликамские в дозорных книгах Федора Воронцова-Вельяминова, да подъячаго Исака Леонтьева 129 [1621] году, варница их монастырская старая отдана им, то варница и с местом и с цыреном в монастырь, заведена в PSI году, а платят они с тое варницы, нашего денежнаго оброку с городом, с данными деньгами - вместе рубль, да пошлин 10 денег, да за наместнич доход по 20 пуд соляннаго; а деньгами, за тое соль, рубль по десять денег за пуд и обоего оброку и с тем, что за соль платить им по 2 рубли по 10 денег; а варить у них, в той варнице, по шти на год и что у них, тое соли, за монастырским обиходом у году останетца и учнут тое соль продавать и с того им продажнаго Наши всякия пошлины платить, по нашему указу, по уставным грамотам как и с торговых людей, да в той же жалованной грамоте написано: "велено им купити на монастырской обиход, монастырских всяких запасов на 300 на 50 рублей, да всякаго хлеба - 950 четвертей безпошлинно одинова в году и Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Всея России и Отец Наш Государев Великий Государь, Святейший Патриарх, Филарет Никитич Московский и Всея России, Вознесенского монастыря, Строителя Максима с братиею да Архангельского девичьяго монастыря игуменью Ираиду с сестрами, пожаловал велели им тое Нашу жалованную грамоту, переписати вново за Наше Государственное имя и которая будет вотчина монастырская ныне есть и впредь будет и по Нашему Государскому Указу с тое их монастырской вотчины Наших никаких податей, и денежных поборов... их хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег, и стрелецких хлебных запасов, и городоваго и острожнаго дела; а ямския им деньги и стрелецкие хлебные запасы давать, и городовое и острожное дело делати, по писцовым и по дорожным книгам, с живущаго с сошными людьми вместе; также есми их пожаловали воеводы Наши, и дьяки и всякие приказные люди, их монастырских слуг и крестьян не судити ни в чем, опричь душегубства, и разбоя и татьбы с поличным; и кормов своих и конских на них не емлют и не всылают к ним - ни почто и праветчики и водчики поборов своих не берут и не въезжают к ним ни почто, а ведают и судят Вознесенскаго монастыря людей и крестьян строитель с братиею, а Архангельскаго монастыря игуменья с сестрами или кому прикажут; а случится суда, вместной, Вознесенскаго монастыря и Архангельскаго дивья монастыря, людем и крестьянам с городскими людьми или с волостными - и воеводы наши, и дьяки и всякие приказные люди судят, а строитель с братиею, или игуменья с сестрами или их прикащик с ними же судит, а прав-ли будет или виноват монастырский человек и он в правде и в вине строителю с братиею или игуменьи с сестрами, а воеводы Наши, и дьяки и всякие приказные люди в их монастырскаго человека не вступающа ни в вправаго ни в виноватаго, а кому будет чего имати Вознесенскаго монастыря на строителя с братиею, а Архангельскаго монастыря на игуменью с сестрами и на их монастырских людей, и на крестьян и на их - сужу Я, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Всея России, их и аз кому прикажу их судити; а по Нашему Государеву указу искать им и отвечати в году на три сроки: на Рождество Христово, да на Троицын день, да на Семен день летопровотца, а опричь тех Наших указанных трех сроков, на иные сроки их не судити и на поруки не давати; а кто по них возмет зазывную их безсудную, или правую грамоту, или пристава не по тем же, нашим указанным трем срокам, и те им грамоты - не в грамоты, а пристав езду лишен и в духовном деле -  строители и братью, или игуменью с сестрами, и слугу и крестьян судит богомольник Наш Архиепископ Вологодский и Велико-Пермский, а десятники архиепископски, опричь дани и духовных дел, к ним во оба монастыри не въезжают и кормов своих и конских на них не емлют; также... их... учинитца у них, на них монастырской земле душегубство, а не судить душегубства в лицах и они, воеводам нашим и всякима приказным людям дают, за голову  -  виры 2 рубли, а больше того не дают, - а продажи им в том нет, а будет душегубец в лицах и они его выдают воеводам Нашим и всяким приказным людям; а монастырским людем и крестьянам в том продажи нет же; а случитца у них, на монастырской земле, душегубство, кто от своих рук утеряетца, или в воде утонет, или в лесе с древа убьетца, или зверь съест, или громом убьет, ИЛИ возом сотрет, или подкинут, или водою принесет убитаго человека к монастырской земле, - а отыщут про то, что безхитростно учинилось и они того убитаго человека явят воеводам Нашим и приказным людям, а монастырским людем и крестьяном в том виры и продажи нет; также Наши князи, и бояре, и воеводы, и всякие приказные люди - ездоки у них, в обеих монастырях и в монастырских вотчинах, силою не ставятца, и подвод и проводников и кормов своих и конских у них не емлют, а кому у них случитца стать и он корм свой и конской купит по цене как им продадут, а также есми их пожаловали купити им по манастырской росписи, церковных и монастырских запасов: ладану и вина церковнаго, и воску на свечи, и на ризную поделку и рыбы всякой и масла коровьяго, и коноплянаго и холстов, и поскони и кож, и овчин, и шуб и меду пряного, и железа и всяких монастырских запасов, всего на 350 рублев, да ржи и праваго всякаго хлеба 950 четвертей и купить им тот всякой запас в году одинова и как они купленные запасы, в котором городе купят и повезут в монастырь, в одном дощаннике, и с тех у них покупных запасов и хлебных Наших никаких пощлин, и вычета и мыта и подымности и шестовины, и людей, и с отвозу, и перевозу и мостовшины нигде не имать и пропущать их, с теми купленными запасы в одном дощаннике в году одинова - везде безпошлинно; а что они, сверх того, учнут покупати, или те купленные запасы повезут из монастыря продавать - и с того у них с продажнаго и с покупнаго запасу Наши всякия пошлины имать, по уставным грамотам как и с торговых людей; а где они, в котором городе, каких запасов на сколько рублев купят и чего недо- купят и в том им, у воевод и у приказных людей, имать отписки; а воеводам и приказным людям у монастырских купчих имать росписки, за их руками, чтобы им, по Нашему указу купити против Нашего Государского указу одинова в году, а не вдвое; да у них - де, на речке на Усолке, под Городищем, ниже мосту переборен, а дано - де им то место Навина-ж, и будет тот переборец к ним в монастырь дан, и ни с кем ни в споре, и необрочной и тем будут они переборцем владеть, и на том им переборце, про монастырский обиход, мельницу поставите одноколесную; также есми им пожаловали сию Нашу Государственную грамоту, велели им держати в Вознесенском монастыре; а с сие Нашие жалованныя грамоты велели им дать список слово в слово, за дьячею приписью и возити им сей список по городам для Наших бояр, и воевод и всяких приказных людей; а где они, в котором городе бояром Нашим и воеводам и дьякам, и всяким приказным людям, и таможенным головам, и целовальникам и по рекам перевозшикам и мостовщикам, и всяким пошлинником сию, Нашу Государскую, жалованную грамоту или с нее тот список, за дьячьею приписью, явить и они, с тое явки, не дают ни чего, а кто чрез сию Нашу Государскую жалованную грамоту игумена с братьею, или игуменью с сестрами, и их монастырских людей и крестьян чем изобидит - и тому от Нас, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси, быти в опале. Дана сия Наша Государская жалованная грамота в нынешнем царствующем граде Москве. Лета 7136 [1628], сентября в 9 день.

Позади жалованныя грамоты пишет Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси Самодержец".

 

В 1630 году монастырю по Царской грамоте был дан сенной покос на стье реки Язьвы в Чердынском уезде, с оброком.
В 1632 году по просьбе монастыря Царь Михаил Феодорович распорядился отвести монастырю земли по обе реки Сылвы от Мячкина озера до Частых островов в Кунгурском уезде, где была основана Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь, в соседстве с Сылвенской Рождественской пустыней Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
В 1647 году Царь Алексий Михайлович утвердил во владении монастыря Городищенскую мельницу и присадную пожню с оброком.
В 1647 году в монастыре были: слободка Воздвиженская, 21 деревня и починок, в слободке 4 двора церковных причетников, людей в них 8 человек; 8 монастырских двора, людей в них 77 служек и вкладчиков; в слободке, в деревнях и починках 220 дворов; людей в них: 754 крестьян и их детей.
В 1678 году в монастыре были: конюшенный двор, в котором жило 20 вкладчиков; кортоменный двор, в котором жили 4 вкладчика, 3 крестьянских двора.
Монастырский двор в Соликамске у соляной варницы.
Деревня Чашина и в ней: монастырский двор, в котором жили 14 вкладчиков.
Деревня на Чашкине вверх родников и в ней 3 двора и 23 человека.
Деревня Чашкина над озером и в ней 3 пустые крестьянские двора.
Починой Залесский и в нём монастырской двор, в котором жили 20 вкладчиков.
Завьяловская колёсная мельница на речке Усолке, двор мельника.
Колёсная мельница под Городищем на речке Усолке, двор мельника, в которым жили 2 вкладчика.
Колёсная мельница на Чертеже на речке Боровой, двор мельника, монастырский двор, в котором жили 3 вкладчика.
Деревня Пешкова, в ней крестьянские дворы.
Деревня Речкина, в ней пустой двор.
Деревня на Чертеже, в ней пустой крестьянский двор.
Монастырский двор на Усть-Боровой, в нём 1 вкладчик.
Мельница-колтовка на речке Талице в Окологородном стане, монастырской двор, в котором жил мельник.
Вотчина на реке Сылве, слободка Здвиженская, в ней монастырский двор, в котором жили служки и вкладчики, дом для приезда игумену с братией.
Всего за монастырем: слободка Вознесенская; 6 деревень; 2 починка; в слободке 4 двора церковных причетников, людей в них 6 человек и 4 недоросля; 18 монастырских дворов, людей в них: 79 служек и вкладчиков и 21 недоросль; в слободке, деревнях и починках 63 крестьянских двора, людей в них 51 человек и 29 недорослей, в тех же дворах 65 человек пришлых и подворников и 34 недоросля; 5 бобыльских и нищих дворов, людей в них 6 человек и 7 недорослей, 5 половничьих дворов и изба, людей в них 15 человек и 8 недорослей.
Всего в слободке, деревнях и в починках 73 крестьянских, бобыльских, половничьих и нищих двора и изба, в них людей: 215 крестьян, бобылей, половников и детей, подворников и пришлых нищих, кроме служек, и служебников и церковных причетников.
К 1679 году запустело 14 деревень и починков, 11 дворов и 136 дворовых мест; людей из них вышло, выведено и вымерло 419 человек.

 

Вотчина монастыря росла медленно. Только к 1680-м годам у монастыря появился порядочный денежный запас, которым настоятель мог распоряжаться, отдавая нуждающимся для разных оборотов, под проценты или какие-либо приношения.
К концу XVII века у монастыря появились богатые покровители - солепромышленники Суровцовы.
При их благочесттивой ревности к благолепию храмов Божиих и по особенному расположению к монастырю в 1698-1704 годах был построен каменный собор Вознесения Господня.
В 1715 году монастырь владел 443 душами крестьян. Обитель населяли 48 монахов и 173 светских лица.
В 1730 году в монастыре была построена каменная больница и заложена каменная ограда.
Другим покровителем монастыря был богатый заводчик и солепромышленник Михаил Турчанинов, который выменял монастырскую землю, близ родника, занимаемой недействующей мельницей, для устройства медеплавильного завода, а в 1731 году выстроил за свой счёт для монастыря новый каменный храм Михаила Малеина.

 

23 июля/03 августа 1743 года пожар в Соликамске от дома зятя Михаила Турчанинова, Алексея Турчанинова, через мост над Усолкой, опустошая все встречающиеся строения, добрался до монастырской колокольни с находившимися под ней храмами Михаила Малеина и Апостолов Петра и Павла, и вблизи них настоятельских келий и больницы. Колокола на колокольне растопились. Целыми остались только каменные стены, но с трещинами, и не тронутые огнём братские кельи и главный храм Вознесения Господня. Обгоревшие части долгое время стояли не обустроенными.

 

26 февраля/08 марта 1764 года по Высочайшему указу все вотчины монастыря, угодья и крестьяне были отобраны в казну.
Соликамский Вознесенский мужской монастырь был переведён за штат и оставлен на собственном содержании, после чего пришёл в упадок.
05/16 марта 1775 года Пыскорский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и Соликамский Вознесенский мужской монастырь были объединены в Соликамский Пыскорский ставропигиальный мужской монастырь.

 

Строители, игумены, келари и казначеи монастыря

 

Период Строители и игумены Келари Казначеи
1608-1613 годы строитель Авраамий    
1613-1616 год строитель в 1613 году Максим келарь в 1614 году Максим казначей Иаков
строитель в 1613 году Никифор келарь в 1615 году Исайя казначей в 1615 году Гурий
1616 год строитель Иаков келарь Феодосий казначей Максим
1617-1618 годы   келарь Никифор казначей в 1618 году Гурий
1619 год игумен Мисаил    
1620-1622 годы чёрный поп Максим, ранее строитель и казначей келарь Каллист казначей Захарий
1623-1627 годы игумен Гермоген    
1627-1643 годы чёрный поп, с 1632 года - игумен Максим (ум. в 1643 году) келарь в 1641 году Кирило  
1643-1649 годы игумен Сергий (1-й) келарь Серапион  
1649 год игумен Серапион, ранее келарь    
1649-1656 годы игумен Евфимий (1-й)    
1656-1661 годы игумен Савватий    
1661-январь 1665 года игумен Никифор    
июль 1665-1670 годы игумен Киприан (ум. в 1670 году) келарь Артемий  
келарь Елисей
келарь Варлаам
1671-1677 годы игумен Сергий (2-й)    
1677-1678 годы игумен Евфимий (2-й)    
1678-1684 годы игумен Ермилл    
1684-1697 годы игумен Варсонофий    
1697-1711 годы игумен Сильвестр    
1712-1720 годы игумен Питирим    
1720 год игумен Матфий    
1720-1739 годы игумен Макарий    
упом. в 1741 году игумен Гавриил    
упом. в 1759 году игумен Николай    

 

Храмы монастыря

В ведении Соликамского Вознесенского монастыря находилась Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь (в Кунгурском уезде).

 
(См. Словцов И. Соликамский Троицко-Истобенский монастырь; Шишонко В. Н. Пермская летопись; Дмитриев А. Пермская старина).

Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика