В 1632 году по просьбе игумена Максима Царь Михаил Феодорович распорядился отвести Соликамском Вознесенскому мужскому монастырю земли по обе реки Сылвы от Мячкина озера до Частых островов в Кунгурском уезде, где была основана Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь, в соседстве с Сылвенской Рождество-Богородицкой мужской пустыней Пыскорского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.
Пустынь находилась на левом берегу реки Сылвы, ниже Кунгура в 2 верстах, на горе.
Соседями пустыни были и Сылвенские, Иренские и Шаквинские татары, кочевавшие по рекам Сылве, Иреню и Шакве в Кунгурском уезде.
В 1641 году возник спор между Пыскорским и Соликамским монастырями о землях по рекам Сылве и Шакве. Спор закончился миролюбивой записью, составленной в Москве. По этой записи луг по реке Сылве от Алтамышева городища до Долгого озера остался за Пыскорским монастырём, а остальные луга - за Соликамским.
В 1644 году монастырь получил в оброк пустые земли по обе стороны реки Кунгура от устья вверх на 6 вёрст и по правую и левую стороны на 5 вёрст, и по реке Ирени от Степанова городища вниз, по левой стороне на 6 вёрст, а в сторону от Ирени в гору на 4 версты с пашнями и покосами, лесами, рыбными ловлями и со всякими угодьями. Земли эти ранее были спорными с Карьевскими татарами, которые постоянно нападали на крестьян, поселённых в этих землях, раззоряли их и собирались разрушить часовню, однако монастырь получил на них потдтвердительную царскую грамоту.
В том же году с дозволения Царя Михаила Феодоровича на речке Бабке в Сылвенской вотчине была устроена колёсная мельница, обложенная оброком.
Пустыни принадлежала ещё одна мельница на речке Татарке, построенная до 1644 года, которая запустела к 1671 году.
В 1647 году в Сылвенской пустыни считалось в слободке 4 церковных двора и людей в них 8 человек, 8 монастырских дворов и людей в них служек и вкладчиков 77 человек, а всего в пустыни 280 дворов, в которых жили 754 человека.
В 1647 году те монастырские крестьяне, которые жили по одиночке по реками Ирени, Шадейке, Бабке и Сылве, по Царскому указу были выведены на житьё на Кунгур и Степаново городище.
В 1651 году в Сылвенскую пустынь составляли:
В 1662 году на Сылвенские вотчины напали Шаквинские и Уфимские татары, которые сожгли храм, кельи, дворы, анбары с хлебом и мельницу, а старцев и стариц, вкладчиков, монастырских работников, крестьян и бобылей с женами и детьми побили и увели в плен, отогнали скот. По осмотру оказалось, что из 25 дворов остались лишь 4 бобыльских уцелевшими.
Царь Алексей Михайлович приказал взыскивать подати только с частных оставшихся бобыльских дворов, а все сгоревшие исключить из сошного письма и избавить от оброка.
После этого набега Сылвенские вотчины монастыря уже не достигали расцвета середины 1640-х годов.
Татарский погром навёл большую путаницу в поземельных отношениях на реке Сылве. Сылвенская пустынь монастыря подвергалась захватам со стороны местных крестьян.
В 1671-1676 годах возникла тяжба относительно Бабкинской монастырской мельницы, построенной в 1644 году, сожжённой в 1662 года, и отстроенной заново. По лживой челобитной усольца Тишки Попова было велено ему владеть этой мельницей, платя в казну оброка 5 руб. с полтиной в год. По челобитной игумена Сергия (2-го) 26 ноября/06 декабря 1675 года состоялся указ Царя Алексия Михайловича, которым повелевалось воеводе Ивану Силичу Поливкину, жившему в Кунгуре, взять с собой старожилов крестьян Сылвенской Рождество-Богородицкой пустыни Пыскорского монастыря, Кунгурского земского старосту и с понятыми людьми и Бабкинскими ясашными татарами, произвести сыск на монастырской земле, что и было сделано воеводой Поливкиным в пользу игумена Сергия. По Царскому указу велено было Попову Бабкинскую мельницу держать до истечения срока, а затем передать на оброк Соликамскому Вознесенскому мужскому монастырю, со всем её строеньем на ходу.
В 1678 году было только 73 двора, в которых жило 215 человек.
В 1678 году в состав пустыни входили:
В 1679 году была куплена ещё одна мельница на реке Шакве у посадского человека Богдана Гурьева Онохова, которая находилась в совместном владении с кунгурцем Иваном Федоровым Шавкуновым.
В 1679 году в слободке было 2 причтовых двора, в них 8 человек.
Всего в пустыни в слободке и в деревнях над Бабьей речкой, Болотове над Иренью речкой: 38 крестьянских двора, в них 127 человек и 2 человека подсоседников; 15 бобыльских дворов, людей в их 40 человек и 1 семья подсоседников из 3 человек; 4 нищенских двора, людей в них 8 человек.
В большой избе, поставленной для приезда игумена жили 6 служебников.
На монастырском скотном дворе 4 семьи скотников из 18 человек.
Монастырская мельница на речке Бабке, у мельницы жили сборщик и засыпшык, там же изба для приезда помельщиков.
Монастырской двор для приезда работных людей в деревне Новом Починке над речкой Бабьей.
Всего крестьянских дворов 9 дворов, людей в них 17 человек; 1 мельничный двор, людей в нём 2 человека; работных 1 двор бобыльской, людей в нём 2 человека; 1 двор нищего, в нём 1 человек. Всего прописано служебников, скотников, крестьян, бобылей, засыпщика и нищего 46 человек.
Всего в слободке и в деревнях: 47 дворов, людей в них 144 человека; 16 бобыльских дворов, людей в них 42 человека.
В 1710 году в состав пустыни входили:
В 1731 году крестьян при Сылвинской пустыне, в слободке и при мельницах, в деревнях и починках на лицо было 450 человек.
Уменьшение в населении объяснялось побегами крестьян.
26 февраля/08 марта 1764 года по Высочайшему указу имущество и угодья монастыря были отобраны в казну.
Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь была упразднена. На месте монастырской слободки образовано село Сылвенско-Крестовоздвиженское.
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1679 году | строитель старец Пафнутий | |
упом. в 1686 году | строитель старец Савватий | |
упом. в 1691, 1694 годах | строитель Алексий |
(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Пономарев П. П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда; Переписная книга города Кунгура и Кунгурского уезда 1679 года. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 226. Л. 247-247 об., 254 об.-259 об.; Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538. Л. 337-338 об., 380-381).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям