Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь Соликамского Вознесенского мужского монастыря (XVII-1764)

 

Основание пустыни

Вотчина пустыни

Строители пустыни

Храмы пустыни

 

Основание пустыни

В 1632 году по просьбе игумена Максима Царь Михаил Феодорович распорядился отвести Соликамском Вознесенскому мужскому монастырю земли по обе реки Сылвы от Мячкина озера до Частых островов в Кунгурском уезде, где была основана Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь, в соседстве с Сылвенской Рождество-Богородицкой мужской пустыней Пыскорского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.
Пустынь находилась на левом берегу реки Сылвы, ниже Кунгура в 2 верстах, на горе.
Соседями пустыни были и Сылвенские, Иренские и Шаквинские татары, кочевавшие по рекам Сылве, Иреню и Шакве в Кунгурском уезде.

 

Вотчина пустыни

В 1641 году возник спор между Пыскорским и Соликамским монастырями о землях по рекам Сылве и Шакве. Спор закончился миролюбивой записью, составленной в Москве. По этой записи луг по реке Сылве от Алтамышева городища до Долгого озера остался за Пыскорским монастырём, а остальные луга - за Соликамским.
В 1644 году монастырь получил в оброк пустые земли по обе стороны реки Кунгура от устья вверх на 6 вёрст и по правую и левую стороны на 5 вёрст, и по реке Ирени от Степанова городища вниз, по левой стороне на 6 вёрст, а в сторону от Ирени в гору на 4 версты с пашнями и покосами, лесами, рыбными ловлями и со всякими угодьями. Земли эти ранее были спорными с Карьевскими татарами, которые постоянно нападали на крестьян, поселённых в этих землях, раззоряли их и собирались разрушить часовню, однако монастырь получил на них потдтвердительную царскую грамоту.
В том же году с дозволения Царя Михаила Феодоровича на речке Бабке в Сылвенской вотчине была устроена колёсная мельница, обложенная оброком.
Пустыни принадлежала ещё одна мельница на речке Татарке, построенная до 1644 года, которая запустела к 1671 году.
В 1647 году в Сылвенской пустыни считалось в слободке 4 церковных двора и людей в них 8 человек, 8 монастырских дворов и людей в них служек и вкладчиков 77 человек, а всего в пустыни 280 дворов, в которых жили 754 человека.
В 1647 году те монастырские крестьяне, которые жили по одиночке по реками Ирени, Шадейке, Бабке и Сылве, по Царскому указу были выведены на житьё на Кунгур и Степаново городище.
В 1651 году в Сылвенскую пустынь составляли:

  • слободка Крестовоздвиженская с монастырским двором, где жили вкладчики, служки и крестьяне;
    деревни: Домнина на реке Сылве, Вятская над озером, Подкаменная на реке Сылве, деревня на Байке, Долгова на реке Бабке, деревня на речке Шадейке, деревня над озером, деревня Верх-речки Бабки, деревня на речке Шадейке, Болотова на реке Ирени, Меринова над озером, деревня на реке Шакве, деревня на Усть-речки Шаквы, починок на речке Шакве ниже Чудского городища.

В 1662 году на Сылвенские вотчины напали Шаквинские и Уфимские татары, которые сожгли храм, кельи, дворы, анбары с хлебом и мельницу, а старцев и стариц, вкладчиков, монастырских работников, крестьян и бобылей с женами и детьми побили и увели в плен, отогнали скот. По осмотру оказалось, что из 25 дворов остались лишь 4 бобыльских уцелевшими.
Царь Алексей Михайлович приказал взыскивать подати только с частных оставшихся бобыльских дворов, а все сгоревшие исключить из сошного письма и избавить от оброка.
После этого набега Сылвенские вотчины монастыря уже не достигали расцвета середины 1640-х годов.
Татарский погром навёл большую путаницу в поземельных отношениях на реке Сылве. Сылвенская пустынь монастыря подвергалась захватам со стороны местных крестьян.
В 1671-1676 годах возникла тяжба относительно Бабкинской монастырской мельницы, построенной в 1644 году, сожжённой в 1662 года, и отстроенной заново. По лживой челобитной усольца Тишки Попова было велено ему владеть этой мельницей, платя в казну оброка 5 руб. с полтиной в год. По челобитной игумена Сергия (2-го) 26 ноября/06 декабря 1675 года состоялся указ Царя Алексия Михайловича, которым повелевалось воеводе Ивану Силичу Поливкину, жившему в Кунгуре, взять с собой старожилов крестьян Сылвенской Рождество-Богородицкой пустыни Пыскорского монастыря, Кунгурского земского старосту и с понятыми людьми и Бабкинскими ясашными татарами, произвести сыск на монастырской земле, что и было сделано воеводой Поливкиным в пользу игумена Сергия. По Царскому указу велено было Попову Бабкинскую мельницу держать до истечения срока, а затем передать на оброк Соликамскому Вознесенскому мужскому монастырю, со всем её строеньем на ходу.
В 1678 году было только 73 двора, в которых жило 215 человек.
В 1678 году в состав пустыни входили:

  • слободка Крестовоздвиженская, с монастырским двором, в котором жили служки и вкладчики, дом для приезда игумена с братией;
  • деревни: Домнина на реке на Сылве (оставлена жителями), Вятская над озером (тоже оставлена жителями), Подкаменная, на реке Сылве, деревня на речке Бабке, Долгова на речке Бабке, деревня на речке Шадейке, Жилина на речке Бабке, деревня над озером, деревня Верх-речки Бабки, деревня на речке Шадейке (оставлена жителями), Болотова на речке Ирени, Меринова над озером, деревня на речке Шакве, деревня усть-речки Шаквы, починок на речке Шакве, по ниже Чудского городища, починок Мартынов на речке Бабке;
  • колёсчатая мельница на речке Бабке, в ней монастырский двор, а в нём старец помольщик и монастырские вкладчики; у той же мельницы изба помольная, на приезд помольщиков;
  • колёсчатая мельница на речке Шадейке, сломанная 1681 году, пустое дворовое место, что был двор монастырский, в нём жил старец посельщик.

В 1679 году была куплена ещё одна мельница на реке Шакве у посадского человека Богдана Гурьева Онохова, которая находилась в совместном владении с кунгурцем Иваном Федоровым Шавкуновым.
В 1679 году в слободке было 2 причтовых двора, в них 8 человек.
Всего в пустыни в слободке и в деревнях над Бабьей речкой, Болотове над Иренью речкой: 38 крестьянских двора, в них 127 человек и 2 человека подсоседников; 15 бобыльских дворов, людей в их 40 человек и 1 семья подсоседников из 3 человек; 4 нищенских двора, людей в них 8 человек.
В большой избе, поставленной для приезда игумена жили 6 служебников.
На монастырском скотном дворе 4 семьи скотников из 18 человек.
Монастырская мельница на речке Бабке, у мельницы жили сборщик и засыпшык, там же изба для приезда помельщиков.
Монастырской двор для приезда работных людей в деревне Новом Починке над речкой Бабьей.
Всего крестьянских дворов 9 дворов, людей в них 17 человек; 1 мельничный двор, людей в нём 2 человека; работных 1 двор бобыльской, людей в нём 2 человека; 1 двор нищего, в нём 1 человек. Всего прописано служебников, скотников, крестьян, бобылей, засыпщика и нищего 46 человек.
Всего в слободке и в деревнях: 47 дворов, людей в них 144 человека; 16 бобыльских дворов, людей в них 42 человека.
В 1710 году в состав пустыни входили:

  • слободка Крестовоздвиженская,
  • 8 деревень и 3 починка,
  • в них поповских и церковных причетников 4 двора, в них людей 37 мужчин и 27 женщин, монастырский двор, на нём 1 келья и 2 избы, 43 крестьянских двора, 3 мельницы, у мельниц 3 двора, 1 изба, в тех дворах и на мельнице 179 мужчин и 181 женщина; с церковниками 424 человека и 192 пустых дворовых места.

В 1731 году крестьян при Сылвинской пустыне, в слободке и при мельницах, в деревнях и починках на лицо было 450 человек.
Уменьшение в населении объяснялось побегами крестьян.

 

26 февраля/08 марта 1764 года по Высочайшему указу имущество и угодья монастыря были отобраны в казну.
Сылвенская Крестовоздвиженская мужская пустынь была упразднена. На месте монастырской слободки образовано село Сылвенско-Крестовоздвиженское.

 

Строители пустыни

Период Имя Примечание
упом. в 1679 году строитель старец Пафнутий  
упом. в 1686 году строитель старец Савватий  
упом. в 1691, 1694 годах строитель Алексий  

 

Храмы пустыни

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Пономарев П. П., свящ. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда; Переписная книга города Кунгура и Кунгурского уезда 1679 года. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 226. Л. 247-247 об., 254 об.-259 об.; Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538. Л. 337-338 об., 380-381).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика